В канун новогодних и рождественских праздников, в декабре 2011 года, в очередной раз законодатель, облекая результат «творчества» в нейтральную формулировку «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», явил на свет Федеральный закон от 06.12.2011 № 409-ФЗ. Прочтение обозначенного документа наводит на мысль о логичном процессе приведения понятий и определений законодательных актов Российской Федерации в соответствие с законодательством Таможенного союза. В то же время, данный Закон дал почву для споров и дебатов на предмет привлечения к административной ответственности в связи с заявлением недостоверных сведений о классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее – ТН ВЭД ТС) по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Итак, давайте рассмотрим все по порядку.
В соответствии с положениями вступившего в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ, административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, признается заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
До вступления в силу изменений, предусмотренных Федеральным законом, действовала следующая редакция части 2 статьи 16.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 118-ФЗ):
«Недостоверным декларированием является - заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера».
Таким образом, в настоящее время имеется два противоположных мнения о возможности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ при выявлении должностным лицом таможенного органа факта заявления недостоверного кода ТН ВЭД ТС, не сопряженного с заявлением недостоверного и неполного наименования или описания товара.
Первая точка зрения сводится к тому, что в связи с внесенными изменениями в положения КоАП РФ, в настоящее время вне зависимости от полноты и достоверности описания и наименования товара, при заявлении недостоверного кода ТН ВЭД ТС, лицо (декларант или таможенный представитель) подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Наглядным примером первой точки зрения может служить статья эксперта по юридическим вопросам Гильдии профессиональных участников ВЭД Чурсиной Анастасии Юрьевны, опубликованная на сайте «ТКС.ру»: «Широко известная в узких кругах статья 16.2.2. И вроде ничего не изменилось кроме разве лишь небольшого уточнения: если до сих пор диспозиция статьи звучала «заявление недостоверных сведений о товарах», то теперь – «заявление при декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде, стране происхождения, таможенной стоимости либо других сведений».Если арбитраж не поворачивается лицом к таможне, она заходит с другой стороны. Со стороны изменения объективной стороны административного состава на уровне закона. Странно немного, что законодатель, учитывая сложившуюся годами арбитражную практику о том, что заявление недостоверных сведений о классификационном коде и таможенной стоимости не образуют состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, явно заявил о своем желании прекратить «порочную» практику и под страхом административного наказания наставить всех участников ВЭД на необходимость применения 7-го правила ОПИ, которое применяется вместо всех шести предыдущих – «заявляется код товара с большей пошлиной», даже если он не совсем (или совсем не) подходит ни под описание, состав и/или назначение товара».
По мнению приверженцев данной позиции в ранее действовавшей редакции закона в диспозиции статьи не было такого конкретного указания тех сведений, за недостоверное заявление которых была предусмотрена административная ответственность. Поэтому вне зависимости от полноты и достоверности описания и наименования товара, его свойствах и характеристиках, при заявлении недостоверного кода ТН ВЭД ТС, лицо (декларант или таможенный представитель) подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Но есть и другая точка зрения, в числе приверженцев которой выступает и автор данной статьи.
Согласно данной точки зрения, правомерным будет считаться привлечение декларанта (таможенного представителя) к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ за заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о классификационном коде по ТН ВЭД ТС только при условии, что заявление таких сведений о классификационном коде товаров сопряжено с указанием недостоверных сведений об их наименовании и (или) описании.
Стоит отметить, что практика привлечения таможенными органами к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ имела место, более того, была повсеместной.
Таможенный орган при принятии решения о возбуждении дела об АП по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, в случае выявления факта заявления недостоверного кода ТН ВЭД (вынесении классификационного решения как это было зачастую на практике), руководствовался положениями, закрепленными в подпункте 4 части 1 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которым к сведениям о товарах относились:
- наименование;
- описание;
- классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
- наименование страны происхождения;
- наименование страны отправления (назначения);
- описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);
- количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения;
- таможенная стоимость.
Таким образом, указанная в диспозиции части 2 статьи 16.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 20.08.2004 № 118-ФЗ) фраза «сведения о товарах» отсылала к норме права, закрепленной в Таможенном кодексе Российской Федерации.
Соответственно, классификационный код товаров по ТН ВЭД относился к сведениям о товарах.
Данная позиция отражена и в Методическом пособии по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела и проведению административного расследования, доведенном до таможенных органов письмом ФТС России от 28.04.2007 № 01-06/16066. По изложенному в письме мнению Федеральной таможенной службы, заявление недостоверных сведений о классификационном коде товара по ТН ВЭД, послужившее основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, охватывается диспозицией части 2 статьи 16.2 КоАП РФ и образует объективную сторону указанного административного правонарушения.
В тоже время, в названных методических рекомендациях по квалификации и расследованию административных правонарушений в области таможенного дела обращалось внимание таможенных органов на отсутствие вины лица в совершении правонарушения в случае заявления при описании товаров достоверных сведений о свойствах и характеристиках товаров.
Кроме того, сложилась многолетняя правоприменительная практика, «родоначальником» которой можно назвать Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее – ВАС РФ), согласно которой вывод об отсутствии объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при неправильном указании кода ТН ВЭД, является верным для случаев, когда в таможенной декларации заявлены все необходимые для классификации товара в таможенных целях и достоверные сведения о товаре либо, когда неполное или неправильное описание товара в декларации не послужило основанием освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижения их размера.
Как указывал ВАС РФ, заявление в таможенной декларации недостоверных, в том числе неполных сведений о товаре, сопряженное с указанием кода товарной номенклатуры, не соответствующего данному товару, исходя из недостающих в декларации сведений о товаре и послужившее в связи с этим основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижения их размера, является недостоверным декларированием, образующим объективную сторону состава административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 1076/10 по делу № А40-42138/09-17-299, Определение ВАС РФ от 15.04.2010 № ВАС-1076/10 по делу № А40-42138/09-17-299).
Таким образом, Суды, при рассмотрении заявлений об обжаловании постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, в первую очередь обращали внимание на наличие установленного таможенным органом факта заявления недостоверных, в том числе неполных сведений о наименовании и описании товара, а в случае заявления полных и достоверных сведений о наименовании и описании товара, характеристиках и свойствах товара, приходили к выводу об отсутствии состава правонарушения.
Полагаю, данная практика сложилась в связи очевидной сложностью классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД. В моей практике имел место случай, когда один и тот же товар таможней, РТУ и, наконец, ФТС РФ был классифицирован по совершенно разным кодам ТН ВЭД.
Следует отметить, что последователями описанной правоприменительной практики стали и таможенные органы. Данная позиция нашла свое отражение в письме ФТС России от 02.10.2009 № 18-12/46839 «О возбуждении дел об АП в связи с заявлением недостоверных сведений о классификационном коде товаров».
Кроме того, Суды, удовлетворяя требования участников ВЭД о признании постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности по указанной статье незаконными, указывали следующее: «В случае заявления декларантом в таможенной декларации достоверных сведений о товаре и не соответствующего ему кода товарной номенклатуры, таможня, осуществляющая таможенное оформление товара и проверку таможенной декларации, исходя из полномочий, определенных положениями Таможенного кодекса Российской Федерации, а также общих принципов таможенного контроля, обязана либо не допустить таможенного оформления товара на основании такой декларации либо предпринять после выпуска товара меры по получению от декларанта доначисления суммы таможенной пошлины» (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 № 11875/08 по делу № А32-23066/2007-57/430-59АЖ).
Претерпели ли изменения полномочия таможенных органов в части классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС со дня вступления в законную силу положений Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС)? Согласитесь, очевиден ответ и на этот резонный вопрос.
В соответствии со статьей 52 ТК ТС проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы и в случае выявления неверной классификации товаров, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза.
Последователен и логичен вывод об отсутствии изменений в этой части. Таможенный орган, как и ранее, проверяет правильность заявленного кода ТН ВЭД, и, в случае несогласия с заявленным кодом, самостоятельно производит классификацию товара в соответствии с ТН ВЭД.
Таким образом, можно придти к выводу, что правоприменительная практика по рассматриваемому вопросу, не должна измениться.
Законодатель всего лишь внес ясность и фактически продублировал положения статьи 181 ТК ТС, согласно которой к сведениям о товарах относится и классификационный код товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Резюмируя обозначенное выше, считаю возможным предположить, что законодатель внес настоящие изменения, преследуя цель исключить мнение, бытовавшее, в том числе, среди судей арбитражный судов, о том, что код ТН ВЭД не относится к сведениям о товаре.