Выступление руководителя ФТС России А.Ю. Бельянинова на конференции Ассоциации европейского бизнеса, 9 февраля 2012 г., Москва.
С 1 января 2012 года мы перешли к новому этапу интеграционного строительства – Единому экономическому пространству.
Главами наших государств нам поставлена задача реализации потенциала Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП), совершенствования и дальнейшего развития договорно-правовой базы.
Единое таможенное законодательство применяется в государствах – членах Таможенного союза с июля 2010 года.
Основополагающий акт – Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), основанный на Киотской конвенции. В настоящее время Сторонами разработаны и применяются международные соглашения (около 20), уточняющие положения Таможенного кодекса в отношении отдельных категорий перемещаемых товаров и особенностей совершения таможенных операций.
Технологические и технические вопросы регулируются решениями Комиссии Таможенного союза (более 40).
Таможенное законодательство Российской Федерации помимо выше перечисленных документов включает также Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», подзаконные акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также приказы ФТС России.
Недавно Всемирный банк завершил исследование основных актов – Таможенного кодекса Таможенного союза и федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и сделал вывод, что наше таможенное законодательство в полной мере соответствует международному таможенному законодательству. Тем не менее, работа по совершенствованию таможенного законодательства продолжается.
У нас есть поручения руководства страны, запросы бизнеса, которые ставят вопросы дальнейшего упрощения таможенных процедур и создания условий для ускорения движения товаров.
Совершенствование законодательства планируется вести по всем направлениям. Изменения будут вноситься как в акты таможенного законодательства Таможенного союза, так и в таможенное законодательство Российской Федерации. Мы планируем приступить к корректировке таможенного законодательства Российской Федерации после завершения работы по изменению таможенного законодательства Таможенного союза.
В настоящее время мы начали доработку Таможенного кодекса. Решением Комиссии Таможенного союза создана трехсторонняя рабочая группа, в которую включены представители таможенных служб, министерств экономики, министерств финансов, транспорта и промышленности государств-членов Таможенного союза.
Работа основана на пяти базовых принципах.
Во-первых, структура ТК ТС, а также заложенные в нем основные принципы таможенного законодательства Таможенного союза останутся неизменными. Мы считаем крайне важным, обеспечить стабильность.
Во-вторых – исправление в Таможенном кодексе коллизий, несоответствий, противоречий, которые были выявлены в ходе практического применения таможенного законодательства.
В-третьих, уменьшение количества уровней регулирования. Мы проводим работу по включению непосредственно в текст Кодекса максимального количества норм международных соглашений государств – членов ТС и решений Комиссии Таможенного союза в сфере таможенного регулирования.
Перекликается с этим и четвертый принцип нашей деятельности –уменьшение количества отсылочных норм, особенно на национальное законодательство, что придаст Кодексу еще большее значение с точки зрения документа прямого действия.
И пятый принцип – базой для нашей работы является Киотская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, и все изменения, которые вносятся в Кодекс, обязательно должны соответствовать ее нормам.
В настоящее время сформировано почти 500 предложений, завершился этап формирования и обобщения предложений и начался этап их обсуждения.
Основная часть предложений по изменению Кодекса направлена на упрощение таможенных операций и улучшение условий деятельности хозяйствующих субъектов.
Например, что касается платежей, то мы прорабатываем с нашим коллегами из Беларуси и Казахстана вопрос установления в Таможенном кодексе возможности вносить авансовые платежи в счет уплаты ввозной таможенной пошлины (сейчас возможно только в счет уплаты вывозной пошлины, налогов, сборов), как это было в Российской Федерации до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза.
Обсуждается вопрос использования денежных средств, внесенных в качестве обеспечения, для уплаты таможенных платежей при выпуске товаров. Это позволит после завершения таможенной процедуры таможенного транзита использовать обеспечение, внесенное при транзите товаров, для уплаты платежей при выпуске таких товаров для внутреннего потребления.
Совершенствуются и таможенные операции и технологии. Мы стремимся снизить административные барьеры, для чего предлагаем предусмотреть в Кодексе технологию, позволяющую участникам внешнеэкономической деятельности представлять документы в таможенный орган однократно. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно исключить требование о представлении в таможенные органы транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документов при помещении товаров на временное хранение, если они представлялись ранее, при прибытии товаров. В этом случае может быть представлено письменное уведомление о помещении товаров на временное хранение, составленное в произвольной форме и содержащее реквизиты указанных документов. Кроме того, мы настаиваем на внесении в Кодекс ряда норм, стимулирующих развитие предварительного декларирования и предварительного информирования.
Комплекс процедур, связанных с декларированием, транзитом и предварительным информированием, совершенствуется таким образом, чтобы исключить дублирование информации.
Если информация подана при предварительном декларировании, она же должна использоваться таможенными органами при транзите. Если информация подана при предварительном информировании, то транзитная декларация не должна требоваться, а сами сведения будут использоваться для заполнения транзитной декларации и т.д.
Целый перечень поправок направлен на единообразие таможенного администрирования в таможенных органах всех стран, входящих в Таможенный союз. Во-первых, это закрепление в Кодексе Союза закрытого перечня случаев продления выпуска товаров, то есть мы настаиваем на включении в Кодекс статьи, которая сегодня содержится в российском законе о таможенном регулировании. Такие базовые вещи, как сроки, связанные с выпуском товаров, случаи их продления должны быть закреплены в Кодексе, чтобы не было различий в каждом государстве.
Мы хотим прописать в Кодексе единый порядок подачи неполной декларации, единые для трех государств порядки периодического таможенного декларирования, декларирования товаров в несобранном или разобранном виде, а также декларирования товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии.
Обсуждается целый блок поправок по изменению норм Таможенного кодекса в отношении научных образцов. Например, это установление во всех государствах – членах Таможенного союза возможности помещения коммерческих или научных образцов под таможенную процедуру уничтожения и исключение обязанности уплачивать таможенные платежи в отношении них, если они были уничтожены или повреждены в ходе проведения испытаний, исследований, тестирования. Данные поправки позволят создать еще более благоприятные условия для научной деятельности.
Безусловно, актуальными остаются вопросы интеллектуальной собственности. В настоящий момент Кодексом урегулирован порядок приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в таможенный реестр. Мы предлагаем установить единый для трёх государств порядок приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр.
Предложения по упрощению таможенных формальностей обсуждаются и в рамках Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза. Принимаются конкретные меры.
В целях упрощения условий применения таможенной процедуры таможенного транзита на втором заседании Объединенной коллегии в декабре прошлого года руководителями таможенных служб утверждены критерии неприменения таможенного сопровождения при перевозке товаров с использованиям книжки МДП, когда сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при недоставки товаров, превышает предел гарантии по одной книжке МДП.
Согласно первому критерию, таможенное сопровождение не применяется, если предел гарантии по книжке МДП превышен не более чем на 500 евро. Предел гарантии по книжке МДП составляет 60 тысяч евро. Таможенные службы ведут переговоры с ассоциациями автомобильных перевозчиков на предмет повышения гарантии до 100 тысяч евро. В этом случае количество таможенного сопровождения может уменьшиться на порядок. Пока ассоциации перевозчиков не готовы, поэтому со своей стороны мы, таможенные службы, решили действовать в режиме эксперимента. Два других критерия органично связаны – таможенное сопровождение не применяется, если держатель книжки МДП является лицом, взявшим на себя повышенные обязательства. Первый случай – если он одновременно находится в реестре таможенных перевозчиков, второй – в реестре уполномоченных экономических операторов. Будучи включенным в эти реестры, внося обеспечение, перевозчик подтверждает желание быть законопослушным. Поэтому в таких случаях, даже если предел гарантии будет превышен более чем на 500 евро, мы не будем назначать таможенное сопровождение.
Таможенным органам поручено согласовать еще один критерий – держателем книжки МДП является перевозчик-резидент государства – члена Таможенного союза и сумма причитающихся в отношении перевозимых товаров таможенных пошлин, налогов не превышает 100 000 евро при условии принятия национальными гарантийными объединениями государств – членов Таможенного союза обязательств уплатить в случае недоставления указанных товаров на сумму в пределах
100 000 евро.
Работа по упрощению таможенных процедур, снятию административных барьеров продолжается. Правительством Российской Федерации ФТС России дан ряд поручений по вопросам улучшения условий осуществления предпринимательской деятельности.
- Отмена обязательного представления декларантом документов, на основании которых была заполнена таможенная декларация, в пользу применения выборочных проверок на основе системы оценки рисков.
- Завершение транзита и выпуск товаров, в отношении которых осуществлено предварительное декларирование, без их предъявления таможенному органу, если таможенным органом не принято решение о проведении таможенного контроля таких товаров.
- Возможность неполного декларирования в случае отсутствия сведений, влияющих на размер таможенных платежей.
- Совершенствование процедуры периодического декларирования, в том числе осуществляемого уполномоченными экономическими операторами.
- Установление дисциплинарной и административной ответственности сотрудников таможенных органов за нарушение сроков выполнения требований таможенного законодательства, в частности сроков регистрации деклараций и выпуска товаров.
Что касается отмены обязательного представления документов, на основе которых заполнена таможенная декларация, то в настоящее время уже исключена обязанность представлять паспорт сделки при таможенном декларировании экспортируемых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, регистрационных удостоверений на лекарственные средства, сведения о которых содержатся в информационной системе государственного реестра, и иных документов, сведения о которых на момент регистрации таможенной декларации уже содержатся в информационных ресурсах таможенных органов.
Эту практику мы будем развивать и в дальнейшем.
Недавно состоялось заседание Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. По итогам данного заседания нам также будет дан ряд поручений, направленный на развитие современных таможенных технологий (электронного декларирования, предварительного информирования, удаленного выпуска), совершенствование института уполномоченного экономического оператора и расширение перечня упрощений для оператора, а также на развитие контроля после выпуска товаров.
Реализация данных поручений будет способствовать дальнейшему снижению административных барьеров и созданию благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности.