Технология уплаты авансовых платежей, изменившаяся в условиях Таможенного союза, требует особого внимания. В соответствии с п. 1 ст. 73 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных пошлин, налогов, сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством участников ТС. Такое же определение предусмотрено п. 1 ст. 121 федерального закона о таможенном регулировании. Таким образом, таможенное законодательство ТС и России не предусматривает внесение авансовых платежей в отношении ввозной пошлины.
Сейчас по одной таможенной декларации плательщику требуется оформлять два платежных поручения - одно на уплату ввозных пошлин, другое - на уплату авансовых платежей в счет таможенных сборов, НДС и акцизов. Ч. 2 ст. 116 закона разрешает уплачивать ввозную пошлину до подачи декларации. Таким образом, вместо внесения авансов импортером может быть осуществлена предоплата. На первый взгляд суть одна и та же, однако различие в терминологии влечет за собой разные правовые последствия. Таможенная пошлина относится к таможенным платежам, а авансовый платеж является имуществом плательщика, который вправе им распоряжаться в предусмотренном законом порядке. Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 3 Соглашения "Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)", на денежные средства, находящиеся на едином счете уполномоченного органа (речь идет о зачисленных на единый счет ввозных пошлинах), не может быть обращено взыскание в порядке исполнения судебных актов или каким-либо иным способом.
Можно предположить, что поскольку предоплата по ввозной пошлине уплачивается участниками ВЭД "с запасом", то фактически денежные средства на едином счете будут превышать реальный размер таможенных пошлин, указанных в декларациях. Соответственно, возрастут доходы от распределения ввозных пошлин, поступающих в бюджеты участников ТС.
Для того чтобы установить порядок, регламентирующий возможность использования авансовых платежей для уплаты ввозных пошлин, необходимо вносить изменения в ТК ТС, в Соглашение и закон о таможенном регулировании. При этом соответствующие решения должны быть приняты на международном уровне при участии Белоруссии и Казахстана. Как отмечает начальник Аналитического управления ФТС России Владимир Ивин, в настоящее время идет доработка положений ТК ТС, в том числе и в отношении возможности вносить авансовые платежи в счет уплаты ввозной пошлины.
Помимо предоплаты в настоящее время ввозная таможенная пошлина может быть уплачена с помощью микропроцессорных банковских карт. Их использование является реальной альтернативой авансовым платежам, поскольку гарантирует своевременное и полное поступление таможенных платежей на счет, при этом не отвлекаются лишние денежные средства из оборота фирм. Однако следует отметить, что в России сейчас не развита конкуренция между организациями, предоставляющими финансовые услуги по уплате таможенных платежей.
Согласно ст. 73 ТК ТС, а также п. 3 статьи 121 закона, деньги, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом внесшего их лица. И эти средства не будут считаться таможенными платежами до тех пор, пока участник ВЭД не сделает соответствующего распоряжения таможенному органу. В качестве распоряжения может служить таможенная декларация.
Что касается возврата авансовых платежей, то пока ТК ТС отдает вопрос о распоряжении невостребованными суммами авансов на откуп национальным законодательствам членов ТС. В соответствии со ст. 122 российского закона о таможенном регулировании возврат авансовых платежей осуществляется в течение 3 лет со дня последнего распоряжения плательщика об их использовании. По истечении этого срока невостребованные суммы учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета. Вместе с тем, как гласит п. 3 ст. 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Таким образом, в случае возникновения спорной ситуации участник ВЭД вправе обратиться в арбитражный суд для обжалования отказа в возврате авансовых платежей, а также в Конституционный суд РФ с целью проверки конституционности положений закона в части списания невостребованных авансов в федеральный бюджет.
В соответствии с п. 1 ст. 91 ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают пошлины и налоги принудительно, в том числе за счет сумм авансовых платежей. Также, согласно п. 2 ст. 150 закона, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей может производиться принудительное взыскание пошлин и налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, участники ВЭД сейчас могут использовать авансовые платежи для уплаты вывозной пошлины, а также таможенных сборов и налогов. Уплата ввозной пошлины может быть осуществлена отдельным платежным поручением на единый счет уполномоченного органа посредством предоплаты. Эта технология неудобна для импортеров. В современных условиях развития информационных технологий отчасти проблема может быть решена с помощью использования электронных платежных систем. Однако ситуацию с ограничением импортера в праве уплачивать ввозную пошлину посредством авансов необходимо урегулировать - импортер должен иметь альтернативу и использовать различные способы уплаты платежей, в том числе посредством аванса. Работа по внесению изменений в законодательство должна проводиться в рамках эффективного сотрудничества представителей уполномоченных структур ТС, государственных органов (в том числе таможенных) участников Таможенного союза и, конечно же, представителей бизнеса.
"Российская Бизнес-газета" №836 (7)