Стенограмма выступления Максима Медведкова на конференции Ассоциации европейского бизнеса, 9 февраля 2012 г., Москва.
Как мы и обещали, все условия присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) опубликованы. Вы можете зайти на сайт Министерства экономического развития, там есть вся информация.
Таможенные тарифы. Тот таможенный тариф, который вы увидите в пакете документов о присоединении в целом будет применяться с правилами Таможенного союза, начиная с даты вступления России в ВТО. Я говорю «в целом», потому что в схеме будут еще изменения. Заканчивали переговоры в номенклатуре ТНВЭД 2007 года. Таможенный союз применял эту номенклатуру до 2012 года, с 1 января вступила в действие новая редакция ТНВЭД. Теперь необходимо внести изменения в тексты пошлин, которые зафиксированы в наших законодательствах. Их будет немного, но они, безусловно, будут. Эта работа уже начата. Мы должны ее завершить уже в марте-апреле. И вы сможете увидеть тот тариф, который будет применяться в актах присоединения России к ВТО в отношении ввоза на территорию Таможенного союза. Не все ставки тарифа, которые зафиксированы в наших обязательствах, будут применяться в первоначальном виде. Это связано с тем, что у нас есть позиции, по которым ставки обязательств России в ВТО выше действующего уровня по единому таможенному тарифу Таможенного союза. Нам нужно будет решить, применяем ли мы эту более высокую ставку, либо мы применяем ту ставку, которая сейчас ниже, либо мы применяем что-то среднее.
На прошлой нашей встрече был задан вопрос по кондиционированию. Что будет с кондиционированием? Ставка сейчас близка к нулю, мы имеем право поменять эту ее на уровень до 15%. Какое будет принято решение? У меня ответа на этот вопрос нет. Ответ появится в результате консультаций правительств трех стран Таможенного союза. Но результат должен быть удобен для рынка и для российского бизнеса. Эта работа завершится в апреле-мае. Это то, что касается тарифов.
Как можно поучаствовать в процессе принятии решений по пошлинам? Для этого необходимо обратиться в Министерство экономического развития. Вы можете легко сравнить действующий ЕТТ с теми, которые висят на сайте, сделать вывод и отправить нам предложение. Какие-то предложения будут учитываться при принятии окончательных решений.
Теперь о таможне. Доклад рабочей группы содержит около 30 обязательств, касающихся таможенного регистрирования. Большинство из них связано с подтверждением готовности РФ выполнять базовые требования соглашений ВТО в сфере таможенного регистрирования. Я остановлюсь на тех обязательствах, которые уточняют процедуры, выполнение которых необходимо для обеспечения соответствия российского законодательства и законодательства Таможенного союза. Я хотел бы отметить, что наше присоединение необычно, потому что Россия приняла часть компетенций в сфере тарифного и таможенного регулирования. Соответственно язык наших обязательств предполагает, что в органах Таможенного союза будут управлять и российским обязательством. Механизм правового применения уже существует. Это соглашение, которое подписали три правительства. Но внешнюю ответственность перед всем миром за выполнение обязательств будет нести РФ, а не Таможенный союз, т.к. он пока не является субъектом правового отношения с ВТО.
Про таможенное администрирование. Несколько слов о праве юридических и физических лиц на предоставление информации о нарушении норм ВТО в соответствующие административные органы РФ. На практике это означает следующее. Если российская компания (индивидуальный предприниматель или иная иностранная компания) видит, что российское регулирование или регулирование Таможенного союза содержит норму, которая не соответствует, по мнению этой компании, обязательству России в ВТО, то она может подать соответствующее заявление в административные органы российского правительства, например в такие как ФТС или Минэкономразвития. При этом требование идти сразу в суд не существует. И в том случае, если соответствующий российский орган признает, что обязательство нарушено, то он должен в течение разумного периода времени исправить соответствующий нормативный акт и информировать об этом заявителя. Это принципиально новая норма для наших международных соглашений. Мы считаем, что это создает гарантии для бизнеса, который работают на российском рынке, по защите его интересов.
Несколько слов о специальных изменениях правил, касающихся ввоза в Россию алкоголя. Существует следующая ситуация. Ввоз и таможенное оформление этих товаров возможно только в тех случаях, если декларант предоставляет импортную лицензию. Для этого необходимо предоставить таможенным органам лицензию на вид деятельности. В соответствии с нашими обязательствами этот порядок меняется. Декларант может провести таможенное оформление и заплатить таможенные сборы, связанные с ввозом товаров на территорию РФ, без предоставления лицензии на вид деятельности. Однако товар не будет выпущен в свободное обращение до тех пор, пока на таможню не придет владелец лицензии на вид деятельности. Это означает, что таможенные инфраструктуры и таможенные склады могут быть использованы, не имея разрешения на вид деятельности.
Следующая тема касается таможенных цен. Обращаю внимание, что правила будут более четкие. В основу этих норм ВТО ввело принцип диалога между таможенными органами и декларантом. Ситуация должна будет измениться. Таможенный орган всегда будет иметь последнее слово в принятии решения о стоимости товара.
Следующий пункт в наших обязательствах касается таможенных сборов. В России сократился максимальный уровень таможенных сборов примерно до 30 тысяч рублей. Структура сборов пока не изменится. Мы доказали членам ВТО, что объект осуществления сборов не нарушает правил. Но здесь в наших обязательствах есть ряд элементов, который обязывает РФ по запросу членов ВТО предоставлять дополнительную информацию о том, как эти сборы формируются, как они изымаются.
Следующая тема – это вопросы внутреннего налогообложения и вопросы НДС. Известно, что в России ряд сельскохозяйственных товаров в отдельных случаях не облагался НДС. Тоже самое касалось товаров, ввозимых из-за границы для реализации программ сотрудничества в сфере космических исследований. Это не соответствовало правилам ВТО, поэтому на дату присоединения вся система налогов, в том числе НДС, который будет приниматься в РФ, не должна дискриминировать отечественную продукцию. Это касается и других налогов, связанных с оборотом товаров.
У нас есть ряд обязательств, который касается пункта пропуска, пункта таможенного оформления и ограничений, которые РФ может применять в отношении таможенного оформления отдельных товаров на отдельных пунктах. Те, кто работают в России больше 5 лет, знают, что у нас применялись ограничения по таможенному оформлению отдельных товаров. Эти ограничения были в значительной степени отменены. Но часть из них остаются в силе. Но в основном они будут касаться тех товаров, для контроля товарной стоимости которых необходимо специальное оборудование. Например, для алмазов и бриллиантов.
Вопросы, которые касаются импортного лицензирования. Мы отменяем лицензирование ввоза отдельных видов алкоголя. В остальном вся система лицензирования останется такой же, как сейчас. К ней больших претензий нет. Но главное правило, которое мы подписали, заключается в том, что процедуры и сборы не могут вводиться в качестве меры, которая существенно затрудняет торговлю. Но, конечно же, за исключением отдельных случаев, где речь идет об опасных товарах (например, наркотики, оружие). Здесь лицензирование будет иметь ограничительную роль.
Россия подписала обязательство, которое запрещает использовать минимальные стоимости, референтные цены и т.д. Это не отменяет существующую систему, так как у нас такого рода вещи используются крайне редко, а там, где они используются, нам необходимо пересмотреть соответствующее законодательство. Но важно, что российская таможенная служба сохраняет возможность применения той системы оценки рисков, которая существует сейчас, но с определенными ограничениями.
Эти ограничения в наших обязательствах записаны следующим образом. Первое - система оценки рисков должна применяться там, где риски действительно существуют. Второе - декларант имеет право обжаловать решение таможенного органа в суде в том случае, если он докажет, что в привлечение решения таможенной стоимости товара таможня использовала минимальные ставочные цены. Таким образом, члены ВТО дали право декларантам обращаться в вышестоящие органы в случае, если обязательства нарушаются.
Вопросы происхождения товаров. Главное изменение будет состоять в том, что таможенные органы РФ обязаны давать предварительное заключение о происхождении товаров до начала соответствующих торговых операций. Например, если компания планирует начать бизнес в РФ, но не уверена в том, что товар подпадает под правила происхождения, то компания может заранее обратиться с просьбой в ФТС дать предварительную оценку товару.
Все меры (законы, решения комиссии и т.д.) должны публиковаться до того как соответствующие решения начинают применяться. Не может быть ситуации, при которой применяется неопубликованное решение.