Стенограмма выступления Владимира Катушенка на конференции Ассоциации европейского бизнеса, 9 февраля 2012 г., Москва.
Когда мы говорим об актуальных вопросах классификации, то проблемы на практике возникают только там, где аналогичные товары имеют разные ставки. Поэтому нам хотелось бы видеть позицию Минэкономразвития РФ, которая отвечает за таможенно-тарифную политику, более наступательной. Очевидно, что позиция, когда есть реакция только на обращения участников ВЭД, нам кажется не совсем правильной в условиях, когда динамично развиваются все процессы. Например, у нас есть автобуровые установки и есть самоходные буровые установки. Ставки соответственно 15 % и 0%. Оборудование по своему назначению аналогично. Есть незначительные отличия в конструкции, которые не позволяют их классифицировать одним кодом. Но с точки зрения потребности нашей экономики товар должен быть одинаково востребован. Очевидно, что здесь должен быть проведен анализ, и инициатива должна исходить от Минэкономразвития.
Нам хотелось бы, чтобы участникам ВЭД были понятны наши подходы по классификации товаров. Очевидно, что профессионал, который работает много лет и занимается классификацией товаров, считает для себя обязательным использовать методические рекомендации Всемирной таможенной организации, которые не являются жестким нормативным документом. Участники бизнес-сообщества считают, что это некие методические рекомендации, которые должны рассматриваться как рекомендации среди прочего количества документов. Чтобы снять эту неоднозначность подхода, в 2011 году мы подготовили и вместе с нашими белорусскими и казахстанскими коллегами приняли решение Комиссии Таможенного союза №522 о применении товарной номенклатуры, где многие детали, которые являлись предметом разногласий между участниками ВЭД и таможенными службы, были сняты.
Несколько слов о принятии предварительных решений. Учитывая востребованность этой услуги, в 2011 году было принято решение о передачи части полномочий ряду таможенных органов. Полномочия сейчас переданы восьми региональным таможенным управлениям. Однако анализ показал, что довольно мало обращений поступает в региональные таможенные управления, в основном все обращения идут к нам, в ФТС. Хочу подчеркнуть, права таможенных органов такие же как у нас, но сроки, учитывая их ежемесячную загруженность, гораздо меньше. Так что рекомендую пользоваться предоставленной возможностью.
С 01.01.2013 года будет реализована в полном объеме возможность получение этой услуги в электронном виде через портал государственных услуг. Вы сможете подавать заявление и соответствующие документы, мониторить прохождение документов и получать решения тоже в электронном виде. Эта электронная услуга будет оказываться не только на уровне ФТС, но и на уровне региональных таможенных управлений.
Далее. В законе о таможенном регулировании есть две статьи (№215 и №107), которые обеспечивают особый упрощенный порядок таможенного оформления сложного оборудования, которое вводится в течение длительного времени в виде компонентов. Мы наблюдаем довольно устойчивую динамику роста обращений к нам с целью реализации этого порядка. Если в 2010 году мы реализовали 530 обращений, то в 2011 году было реализовано 929 обращений. Рост почти в 2 раза. С помощью этого порядка идет перевооружение металлургических производств, олимпийских объектов и т.д. Чем отличается наш порядок от белорусского и казахстанского. Мы пошли на серьезные упрощения и сделали этот порядок заявительным, а в Белоруссии и Казахстане порядок разрешительный. Мы пошли на ряд серьезных упрощений для участников бизнес-процесса. Если раньше такое разрешение мы давали на полгода, то сейчас даем уже на год. Возможность продления этого порядка определяется не нами, а таможней, где вы будете находиться. Сейчас мы не требуем целый ряд сведений. Например, информация о стране происхождения, информация о фактурной стоимости компонента. На этапе принятия предварительного решения это бессмысленно. Сейчас мы думаем, каким образом можно провести дальнейшее упрощение, не потеряв возможность контроля за ввозом оборудования. Одно из прорабатываемых направлений – это передача полномочий по принятию решений и реализации порядка в те таможни, где будет осуществляться таможенное оформление этого оборудования.
Вопрос № 1: Будет ли действительно классификационное решение, полученное в региональном таможенном управление, согласно приказу № 597 на всей территории РФ и в другом регионе?
Владимир Катушенок: Да.
Вопрос №2: На сегодняшний день отсутствует четкое определение, что является промышленной линией. Планируется ли издание какого-либо документа? Ведь ФТС в рамках статьи №107 часто одну и ту же линию классифицирует по-разному.
Владимир Катушенок: Мы подготовили методические рекомендации, которые размещены на нашем сайте. Первое, методические рекомендации по статье №107. Второе, методические рекомендации по подготовке документов по принятию предварительных решений.
Вопрос №3: Что планируется сделать, чтобы разрешить ввоз товаров по нескольким контрактам?
Владимир Катушенок: Проблема нам известна, мы над ней работаем. Единственное, нам надо обеспечить, что держатель этих контрактов – одно и то же лицо. Это лицо необходимо идентифицировать.