Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

Предварительное информирование о прибытии товаров, перемещаемых морским транспортом. Текущее состояние и перспективы

Денис Борисович Шипилов, эксперт компании «Альта-Софт» по вопросам таможенного законодательства
г.

17 июня 2012 г. в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 889 вводится обязательное предварительное информирование (ПИ) о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом. Не за горами тот день, когда обязательное предварительное информирование будет распространяться и на прибытие товаров, перемещаемых другими видами транспорта, в частности морским.

В настоящий момент технология предварительного информирования о прибытии товаров, перемещаемых морским транспортом,   не отточена, и требует доработки. Специалисты компании «Альта-Софт» провели анализ текущего состояния вопроса, результаты которого представлены ниже.

Соглашением между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 21.05.2010 «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее Соглашение) в ст. 5 определено, что заинтересованные лица представляют предварительную информацию в отношении ввозимых товаров, предполагаемых к помещению под процедуру таможенного транзита в местах прибытия, в объеме сведений, определенных статьей 182 Таможенного кодекса Таможенного союза или частью второй статьи 3 настоящего Соглашения.
Если в отношении ввозимых товаров и транспортных средств таможенная процедура таможенного транзита применяться не будет, заинтересованные лица представляют предварительную информацию в объеме сведений, определенных статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Из содержания ст.5 Соглашения следует, что предварительная информация о товарах, в соответствии с действующей правовой базой, представляется только в случае заявления таможенной процедуры таможенного транзита. В иных случаях представление предварительной информации подразумевает представление уведомления о прибытии транспортного средства, до непосредственного прибытия транспортного средства, поскольку статьей 159 ТК ТС определен перечень документов и сведений,   представляемых перевозчиком при уведомлении таможенного органа о прибытии транспортного средства в соответствии со статьей 158 ТК ТС.
В соответствии с письмом ФТС России от 21.10.2011 №01-11/51165 «О направлении методических рекомендаций о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами» для регистрации прибытия судна перевозчику нужно представить документы и сведения, опять же, в соответствии с п. 2 ст. 159 ТК ТС.
В соответствии с приказом Минтранса от 20.08.2009 № 140 «Об утверждении общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним» капитаном судна капитану морского порта направляются сведения в объеме, установленном п. 48 приказа.
Если сравнить перечни сведений представляемых капитану порта и требуемых для регистрации прибытия судна окажется, что сведения соотносятся только по 5 пунктам, то есть перевозчику нужно представлять разную информацию, что крайне неудобно.

Итак, для морского транспорта предварительное информирование (МПИ) представляет собой предварительное уведомление о прибытии транспортного, средства, а значит, содержит минимум информации о товарной партии, следовательно, неудобно для дальнейшего заполнения декларации на товары на основании информации, содержащейся в предварительном уведомлении.

Ни для кого не секрет, что для реализации технологии ПИ на морском транспорте для создания и регистрации предварительного уведомления будет применяться бесплатный портал ЭПС ФТС России. А в таможенном органе, расположенном в морском пункте пропуска в целях совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении судов - комплекс программных средств морской пункт пропуска (КПС МПП).
Форма, представленная на портале ЭПС ФТС России для формирования предварительного уведомления, содержит 50 граф, 16 из которых являются обязательными в соответствии со схемами, разработанными ГНИВЦ (ЦИТТУ) ФТС России.
Портал ФТС России позволяет сообщить достаточно подробный перечень информации о транспортном средстве, а так же, что немаловажно, о товарных партиях.
Однако здесь возникает другая проблема, перевозчик не располагает информацией о товарах в объеме достаточном для таможенных целей, а другие заинтересованные лица не имеют информации о судне, а также, например, о членах экипажа - фамилию и имя капитана и т.д.
Для продуктивного применения технологии ПИ требуется возможность совместной работы заинтересованных лиц при создании уведомления о прибытии, портал ЭПС ФТС России пока не предполагает многопользовательского доступа.

Такую возможность предоставляют некоторые коммерческие порталы, однако, и такое решение не лишено недостатков, в числе которых:

  • платный доступ на портал;
  • совместимость только с ПО определенного производителя;
  • сведения о товарных партиях и транспортных средствах хранятся в базе данных на альтернативном сервере, то есть не поступают в ЕАИС таможенных органов;
  • создается альтернативный штрих-код и уникальный индивидуальный код уведомления, которые не распознаются средствами таможенных органов;
  • как следствие, возникает необходимость применения съемных носителей для переноса данных в КПС МПП, что противоречит требованиям информационной безопасности таможенных органов;
  • данные программные продукт не сертифицированы ЦИТТУ ФТС России. Следовательно, нет никаких гарантий корректной работы программного средства при обмене информацией с ЕАИС таможенных органов и сертифицированными программными продуктами других производителей.

Так же при введении обязательного ПИ информация, содержащаяся в предварительном уведомлении, должна быть соответствующим образом заверена, так чтобы можно было идентифицировать лицо, которое направляет информацию.
Кроме того, как показывает анализ, крупные автоперевозчики в свете обязательного автомобильного ПИ, либо имеют в структуре организации отдел таможенного оформления, либо прибегают к услугам брокеров. То есть совместная работа над формированием ПИ ведется и без использования услуг коммерческих порталов.

В любом случае при обязательном предварительном информировании для морского транспорта будут применяться программные средства ФТС России, все предложенные варианты – лишь временное решение.

Тем не менее, для совершенствования технологии предварительного информирования о прибытии товаров, перемещаемых морским транспортом, компания «Альта-Софт» предлагает простое и эффективное, и при этом бесплатное решение, не требующее платной регистрации и применения нового программного обеспечения.
Механизм предварительного информирования о прибытии товаров, перемещаемых морским транспортом с использованием программных средств «Альта-Софт» выглядит следующим образом:

Перевозчик  с помощью программы «ГТД-PRO» либо бесплатного модуля «Альта-ПИ» формирует морской пакет, добавляет в него имеющиеся документы и отправляет на портал svd.alta.ru. На портале формируется и направляется обратно ссылка. Перевозчик по электронной почте высылает ссылку заинтересованным лицам (отправителю, получателю или декларанту). Те, в свою очередь, проследовав по ссылке, получают возможность просмотреть опись и добавить документы и сведения, которыми они располагают в морской пакет, а так же выгрузить пакет в xml-формате. СВД-сервер фиксирует любые добавления и рассылает уведомления об их внесении. Когда Морской пакет окончательно сформирован, ссылка отправляется по электронной почте инспектору таможни в морской пункт пропуска. Таможенный инспектор, получив ссылку, может просматривать пакет, либо выгружать в КПС МПП. Обмен данными осуществляется в соответствии с альбомом форматов ФТС России и полностью адаптирован к работе КПС МПП.
Кроме того, сообщение о прибытии, отправленное с помощью программных средств «Альта-Софт», заверяется электронной подписью. Таким образом, решается вопрос с идентификацией лица, направившего ПИ, а так же обеспечивается юридическая значимость документов.

Таким образом, компания «Альта-Софт» представляет простой, удобный, надежный и быстрый способ представления морского ПИ. Все что, нужно для его применения – быть клиентом «Альта-Софт».

Просмотреть схему передачи МПИ (PPS, 600КБ)


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 9909
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha