Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

Инициативы по улучшению таможенного администрирования. Поможет ли ВТО?

Галина Владимировна Баландина, руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования юридической компании «Пепеляев Групп»
г.

Стенограмма выступления Галины Владимировны Баландиной на конференции «Таможня и ВЭД. Деятельность в рамках Единого экономического пространства — первые итоги». Москва, 28 марта 2012

В феврале нынешнего года на Красноярском экономическом форуме Агентство стратегических инициатив выступило с предпринимательскими инициативами по улучшению регулирования «качества жизни» в 16 сферах наиболее болезненных, как посчитали, для бизнеса, в том числе в сфере таможенного администрирования. Тогда же на круглом столе были сформулированы ключевые развилки и базовые направления работы. (Что такое таможня? Какова ее главная функция? Какие должны быть приоритеты в деятельности? Каково должно быть отношение к бизнесу?). Высказывались разные идеи. Все это рассматривается в формате созданной рабочей группы. Эта работа построена таким образом, что у любого человека есть возможность в ней поучаствовать. Нужны новые идеи и инициативы. Каждый может высказать свое мнение и дать собственное предложение по той или иной теме. Есть специальная компания, которая ведет эту тему. В определенное время все то, что в рамках этой работы сделано, будет представлено рабочей группе и войдет в итоговый документ по улучшению таможенного администрирования. Самые активные будут поощрены.

Важнейшим событием прошлого года стало вступление России в ВТО. Правила ВТО — это не только свод правовых предписаний, это и определенные принципы для государственного управления в сфере внешней торговли. Это принцип транспарентности, то есть стабильности, предсказуемости и понятности. Вопрос вступления России в ВТО — это фиксация верхнего уровня ставок ввозных таможенных пошлин. Самое первое и понятное изменение — снижение тарифной защиты интересов отечественных товаропроизводителей или дополнительные возможности для иностранных поставщиков поставлять товары на российский рынок. Предполагается, что после того как мы станем полноправным членом ВТО, средневзвешенная ставка пошлины может упасть на 1%. Сегодня она оценивается приблизительно как около 10% от стоимости товаров. Хотя понятно, что к моменту вступления России в ВТО мы должны опустить ввозные таможенные пошлины до уровня 2008 года. Дальше в течение 7 лет средневзвешенная пошлина может опуститься до уровня на промышленные товары от 4 до 7% , а на сельскохозяйственные товары — от 14 до 16%. Структура импорта периодически видоизменяется. В зависимости от того, каких товаров больше ввозится (с высоким уровнем налогообложения или с низким), соответственно и средневзвешенная пошлина может изменяться.

ВТО дает возможность торговать со всеми странами, входящими в ВТО, на условиях режима наибольшего благоприятствования. Практически со многими странами, с которыми торгует Россия, есть двухсторонние торговые соглашения, в которых предусмотрен режим наибольшего благоприятствования на двухсторонней основе. Этот режим означает, что Вы берете обязательства предоставлять точно такие же права, привилегии и преимущества, как и любому другому торговому партнеру. Исключения составляют только государства, которые входят в зону свободной торговли или имеет преференциальные режимы на двухсторонней основе, а также развивающиеся и менее развитые страны. Практический пример — Китай (где есть разные ограничения на совершение внешнеторговых сделок) и рядом находящийся с ним Гонконг (развитая территориальная единица, которая оказывает множество услуг, в том числе финансовых и посреднических). Парадокс в том, что, несмотря на то, что Гонконг входит в Китай, тем не менее, он считается отдельным торговым партнером. С Китаем у нас есть режим наибольшего благоприятствования, а с Гонконгом — нет. Из-за этого возникают проблемы. Например, если сделки заключаются через гонконгскую компанию, то это дает основание таможне подозревать, что товар произведен не в Китае, а в Гонконге и, соответственно, таможенная пошлина должна быть увеличена вдвое. Когда товар не входит в РНБ, пошлина увеличивается в 2 раза, если не предоставлена преференция. После вступления России в ВТО эта проблема будет решена автоматически, так как Гонконг является членом ВТО, и Россия обязана будет торговать с ним на условиях режима наибольшего благоприятствования.

Несколько слов о запретах со стороны ВТО на применение определенных методов государственного регулирования. Самое, наверное, заметное — это соглашение по инвестициям в торговле, которое запрещает предоставлять льготы в обмен на обязательства по локализации. Вы знаете, что у нас есть промышленная сборка в автопроизводстве, но и есть и другие примеры. Калининград, откуда товары ввозятся беспошлинно, если там выполняется критерий достаточной переработки. Беспошлинный ввоз на критерий достаточной переработки — это и есть запрещенный способ регулирования внешней торговли, который мы обязались больше не  применять, вступив в ВТО. Есть специальная оговорка по Калининграду, что эта льгота может действовать до 1 апреля 2016 года (так написано и в законе о Калининградской области).

Есть еще одна проблема, связанная с этим. В соглашении об особых экономических зонах, которое три стороны приняли в рамках Таможенного союза, есть аналогичная норма, где предусмотрено, что если товары, произведенные на территории особых экономических зон достигают определенных критериев достаточной переработки, после чего их можно считать товарами Таможенного союза, то соответственно их можно беспошлинно перемещать на всей территории Таможенного союза, то есть по территории Казахстана, Беларуси и РФ. Россия обязалась этого не делать. Мы не ратифицировали до сих пор соглашение об особых экономических зонах. В докладе рабочей группы сказано, что Россия не будет применять эти инструменты, но таких обязательств пока не брали ни Казахстан, ни Беларусь. Получается, что на их территориях созданы более благоприятные условия для развития производства, чем в РФ, так как там можно достичь более высокой локализации. Все производство в этих странах ориентировано на российский рынок. Последствия этого неравенства могут быть ужасающие.

ВТО и таможенное администрирование
. Все таможенное законодательство сводится к другой международной организации — ВТО, в рамках которой принято уже 14 международных конвенций, регулирующих те или иные аспекты таможенного дела. РФ является участником практически всех ведущих конвенций. Есть статья 7 ГАТТ и статья 8 ГАТТ. Статья 7 ГАТТ — таможенная оценка. Это наша «любимая проблема» определения таможенной стоимости. Формально наше соглашение в рамках Таможенного союза, наше законодательство, которое действовало до этого, соответствует правилам ВТО. В данном случае обязательства РФ  будут заключаться в том, чтобы имплементировать в законодательство и практику применения не только нормы, но и разъяснения. К сожалению, сама ВТО дала пояснительные примечания только  в соглашение о применение статьи 7 ГАТТ. Они ценны, так как содержит конкретные примеры. Например, как проводить сравнительные цены для того, чтобы доказать, что взаимосвязь не повлияла на цену сделки. Там есть конкретные кейсы, которые можно брать. И если для Вашей ситуации они применимы, то это будет надлежащим юридическим доказательством Вашей правоты, если Вы эти примеры можете использовать. Такой вот нестандартный случай. Есть и наработанный опыт применения правил определения таможенной стоимости в ВТО и странах — членах Европейского союза. Эта информация открытая, все есть на сайтах ВТО и Европейской комиссии.

Что хотелось бы сказать в связи с таможенной стоимостью. Минимальные цены — это инструмент прямо запрещенный. Сейчас у бизнеса есть аргументы и источники, чтобы доказывать свою правоту. На самом деле, у нас гораздо лучше ситуация, чем в Украине, которая так спешила вступить в ВТО, что не стала удерживать обязательства как мы. Они весьма существенно снизили ставки пошлин. Сейчас это привело к тому, что таможню стали использовать как  запрещенный дополнительный ограничитель торговли. Через корректировки таможенной стоимости, через усложненные процедуры таможенного декларирования и выпуска товаров таможня борется с  импортом там, где не могут бороться инструменты защиты внутреннего рынка. Мы же пока видим настрой и со стороны правительства, и со стороны Минэконоразвития, и со стороны ФТС все-таки обходиться без подобных мер и решать эти проблемы цивилизованно внутри созданного правового поля, не прибегая к искусственным ограничениям импорта.

Хотелось бы несколько слов сказать о том, поможет ли нам ВТО в плане улучшения таможенного администрирования. Я уверенна, что поможет — это диалог с ФТС и собственно сигнал от ФТС на определенные улучшения. Прямые последствия — снижение размера сборов. Ближайшее ожидаемое событие — снижение таможенных сборов на экспорт необлагаемых ввозными пошлинами товаров до 1000 руб. Максимальный размер ставки таможенных сборов и при экспорте, и при импорте будет снижен до 30 тыс. руб. Это уже зафиксировано в акте правительства. Последнее последствие — это подход не только к организации таможенных процедур, но и влияние на ответственность. Я специально выделяю пункт 3 статьи 8 ГАТТ — обязательство РФ не налагать существенных санкций за ошибки. Мы намерены самым серьезным образом инициировать работу по изменению Кодекса об административных нарушениях в этой части, где сегодня вина расписана настолько расплывчато, что она не делает никакой разницы, ошибка это или намеренное введение таможни в заблуждение.

Несколько слов о косвенном налогообложении. Вопрос о гармонизации налогового законодательства актуален, и мы продолжаем инициировать скорейшее рассмотрение этого вопроса и принятие унифицированных ставок. Ведь это потеря бюджета, прежде всего российского. Мы постоянно мониторим ситуацию, выявляем такие тенденции, когда товар из той же Киргизии завозится на территорию Казахстана, декларирование осуществляется с взиманием ставки в 12%, а затем товар перемещается на территорию РФ. Естественно уже без уплаты ставки НДС. С нашей точки зрения, на сегодняшний момент это задача Министерства по налогам и сборам. Нами сейчас готовится предложение и информация для отправки в ФТС  с предоставлением соответствующей статистики, в том числе и сведений по статистическому декларированию товаров в рамках торговли. Это делается для того, чтобы организовать эту работу и для того, чтобы ФТС активно инициировала и активизировала работы по унификации.

Несколько слов о «нулевой» ставке. На сегодняшний момент существующая технология с пересылкой информации (бумажная) и на этапе внедрения была архаичной, но, к сожалению, пока остается (особенно с Казахстаном) единственным способом подтверждения вывоза товаров через казахстанский участок внешней границы Таможенного союза. Что делает ФТС России? С налоговой службой у нас есть соглашение об информационном обмене. Мы в режиме регламентного обмена все электронные декларации не реже чем раз в десять дней передаем в налоговую службу. В Кодексе прямо прописано, что для подтверждения ставки 0% необходима бумага, поэтому здесь, наверное, нужна инициатива Минфина.

С Беларусью у нас есть определенные соглашения. Там суррогатные механизмы информационного обмена. С Казахстаном сложнее. В этом смысле он «тяжелый» переговорный партнер. Мы им предлагали взять на вооружение нашу электронную систему, установочные диски совершенно безвозмездно. Но они говорят, что это не стыкуется с их программными средствами. Ведь идет процесс создания единого информационного сегмента по Таможенному союзу одновременно с системой межведомственного электронного взаимодействия. То есть это некий ресурс, который позволит обмениваться информацией на три страны. Но, тем не менее, реальность такова, что в Казахстане со ссылкой на нехватку финансовых ресурсов говорят, что  такую систему разработать не могут. То есть на сегодняшний день проблема с Казахстаном не решена. Там ситуация полностью архаичная.


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 3836
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha