Стенограмма выступления Леонида Владимировича Савицкого на конференции «Таможня и ВЭД. Деятельность в рамках Единого экономического пространства — первые итоги». Москва, 28 марта 2012
Совершенствование таможенного законодательства — один из самых актуальных вопросов. Таможенный союз строился в очень сжатые сроки. Ровно через год после начала его работы было принято решение о создании рабочей группы по доработке Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС).
Основные базовые принципы рабочей группы. Во-первых, мы считаем крайне важным сохранить стабильность, поэтому сама структура ТК ТС останется прежней. Работа ведётся с целью устранения коллизий, несоответствий, противоречий и сокращения отсылочных норм. Одна из главных целей — в максимальной степени придать Кодексу характер закона прямого действия. Один из основных принципов: нормы, которые будут закладываться в ТК ТС обязательно должны соответствовать Киотской конвенции. В настоящее время уже сформировано более 500 предложений по изменению Таможенного кодекса, и сейчас идёт этап активного обсуждения тремя сторонами этих предложений. Основная часть предложений направлена на упрощение таможенных операций и улучшение условий деятельности хозяйствующих субъектов. Например, что касается платежей, мы прорабатываем с нашими коллегами из Беларуси и Казахстана вопрос установления в Таможенном кодексе возможности вносить авансовые платежи в счёт уплаты ввозной таможенной пошлины. Сейчас это возможно только для вывозной пошлины. Эта норма была ранее заложена в Таможенный кодекс РФ. Обсуждается вопрос использования денежных средств, внесённых в качестве обеспечения для уплаты таможенных платежей при выпуске товаров. С нашей точки зрения, это позволит после завершения таможенной процедуры таможенного транзита использовать это обеспечение для уплаты платежей при выпуске таких товаров для внутреннего потребления. Нам удалось убедить стороны в необходимости внесения в Кодекс нормы, позволяющей участникам ВЭД менять способ обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов даже после принятия его таможенным органом. То есть будет предоставлена возможность обеспечения по одному обязательству несколькими способами. Также проработан вопрос предоставления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, а именно случаев, в которых предоставление документа не требуется. Теперь, если общая стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, не превышает 200 евро, предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется.
Мы стремимся снизить административные барьеры, для чего предлагаем предусмотреть в Кодексе технологию, позволяющую участникам ВЭД предоставлять документы в таможенный орган однократно. Поэтому целесообразно исключить требования о предоставлении в таможенные органы коммерческих и таможенных документов при помещении товаров на временное хранение, если эти документы были предоставлены ранее в пунктах пропуска при прибытии товаров. В этом случае, с нашей точки зрения, может быть предоставлено письменное уведомление о помещении товаров на временное хранение в произвольной форме и содержащее только реквизиты указанных документов.
Кроме того, мы настаиваем на внесении в Кодекс ряда норм, стимулирующих развитие предварительного декларирования и предварительного информирования. Комплекс процедур, связанный с декларированием, транзитом и предварительным информированием, совершенствуется таким образом, чтобы исключить дублирование информации. Например, экспертами было принято изменение, которое закрепляет уже складывающуюся практику применения предварительного информирования, которая позволяет исключить требования о предоставлении электронной копии транзитной декларации в случае, если была подана предварительная информация. Кроме того, предлагается увеличить срок представления товаров таможенному органу при предварительном таможенном декларировании с 30 до 45 суток.
Планируется внести в Таможенный кодекс поправки, направленные на упрощение совершения таможенных операций посредством развития информационных технологий. Например, осуществление проверки наличия таможенного перевозчика в реестре посредством использования информационных систем без предоставления свидетельств; установление возможности запрашивать дополнительные документы и сведения (при проведении таможенного контроля) в электронной форме; осуществление сопровождения товаров при перемещении под таможенной процедурой таможенного транзита с использованием информационных систем. Кроме того, в Таможенный кодекс будут внесены изменения в условия по выпуску товара до подачи таможенной декларации. Так, декларанту будет предоставлена возможность представлять обязательство о подаче декларации либо в письменной форме, либо в виде электронного документа.
Целый перечень поправок направлен на установление единообразия таможенного администрирования таможенных органов всех стран, входящих в Таможенный союз. Во-первых, это закрепление в Кодексе Союза закрытого перечня случаев продления выпуска товаров. То есть мы настаиваем на включении в Кодекс статьи, которая сегодня содержится в российском законе о таможенном регулировании. Такие базовые понятия как сроки, связанные с выпуском товаров, случаи их продления должны быть закреплены в Кодексе, чтобы не было различий в законодательствах государств — членов Таможенного союза.
Мы также хотим прописать в Кодексе единый порядок подачи неполной декларации, единый для трёх государств порядок периодического таможенного декларирования, декларирование товаров в несобранном или разобранном виде, а также декларирование товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии.
В настоящее время удалось выработать единые подходы к неполному таможенному декларированию. Практически согласованы позиции по единому порядку периодического таможенного декларирования. Ряд поправок будет принят в отношении научных образцов. Например, установление возможности помещения коммерческих и иных образцов под таможенную процедуру уничтожения и исключение обязанности уплачивать таможенные платежи в отношении их, если они были уничтожены или повреждены в ходе испытаний. Данные поправки позволят создать ещё более благоприятные условия в первую очередь для научной деятельности.
Предложения по упрощению таможенных формальностей обсуждаются и в рамках Объединённой коллегии таможенных служб государств — членов Таможенного союза. В целях упрощения условий применений таможенных процедур и таможенного транзита в декабре 2011 года руководителями таможенных служб утверждены критерии неприменения таможенного сопровождения при перевозке товара с использованием книжки МДП, когда сумма таможенных пошлин превышает предел гарантии по одной книжке МДП. Согласно первому критерию, таможенное сопровождение не применяется, если предел гарантии превышен не более, чем на 500 евро. В настоящее время предел гарантии по книжке МДП составляет 60 тысяч евро. Мы предлагаем увеличить сумму этой гарантии до 100 тысяч евро. Пока ассоциация перевозчиков не готова к поддержке этого предложения. Таможенные службы решили действовать в этом направлении в режиме эксперимента.
Таможенное сопровождение не применяется, если держатель книжки МДП является лицом, взявшим на себя повышенное обязательство. Первое — если он одновременно находится в реестре таможенных перевозчиков. Второе — в реестре уполномоченных экономических операторов. Будучи включённым в оба эти реестра, внося обеспечение, перевозчик изъявляет желание быть законопослушным.
Работа по упрощению таможенных процедур и снятию таможенных барьеров продолжается. Правительством РФ дан ряд поручений по вопросам улучшения условий осуществления предпринимательской деятельности. Что касается отмены обязательного представления документов, то этот вопрос активно обсуждается в рамках рабочей группы. На сегодняшний день нами уже исключена обязанность представления паспорта сделки при таможенном декларировании экспортируемых товаров и регистрационных удостоверений на лекарственные средства. Прорабатывается вопрос о том, чтобы отказаться от предоставления паспорта сделки при декларировании всех товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта.
В январе 2012 года состоялось заседание Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики РФ. По итогам этого заседания дан ряд поручений, в том числе и для ФТС. Основная направленность поручений — развитие современных таможенных технологий. Это касается и электронного декларирования, и предварительного информирования, и расширения практики применения удалённого выпуска; совершенствование института уполномоченного экономического оператора; проработка вопроса расширения перечня упрощений для уполномоченного экономического оператора; развитие и смещение акцентов таможенного контроля на этапе после выпуска товаров. Поставлены жёсткие сроки. Ряд поручений, которые были даны Президентом России, были инициированы непосредственно ФТС, и работа сейчас в этом направлении ведётся очень активно.