Стенограмма выступления Валерия Ивановича Селезнева на конференции «Таможня и ВЭД. Деятельность в рамках Единого экономического пространства — первые итоги». Москва, 28 марта 2012
Основные усилия таможенных органов направлены в 2011 и 2012 годах на создание условий для развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности за счет упрощения, ускорения и совершенствования таможенных операций. Приоритетными направлениями являются: оптимизация контрольных процедур, расширение сферы применения перспективных информационных таможенных технологий, развитие взаимодействия с таможенными службами стран — участниц Таможенного союза, а также продолжение работы по реализации федерального закона «О таможенном регулировании РФ».
Создание благоприятных условий для внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности предполагает упрощение таможенных процедур, что сокращает время таможенного декларирования при одновременном повышении эффективности таможенного контроля.
Проведение мероприятий по упрощению таможенных процедур, а также внедрение электронного декларирования обусловило расширение применения таможенного контроля после выпуска товара. Таможенный контроль после выпуска товаров позволяет противодействовать негативным тенденциям в сфере внешнеэкономической деятельности, не создавая дополнительных барьеров во внешнеторговых отношениях с иностранными контрагентами. Фактически центр тяжести контрольных проверочных мероприятий, проводимых таможенными органами, переместился с этапа таможенного декларирования на контроль после выпуска товаров.
Таможенный кодекс Таможенного союза расширил возможности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска. Так, статьей 99 установлен трехлетний срок таможенного контроля после выпуска. Ранее этот срок составлял 1 год. Трехлетний срок постконтроль соответствует общему сроку исковой данности, определенному Гражданским кодексом РФ, а также сроку, определенному Налоговым кодексом для проведения налоговых проверок, что будет способствовать более эффективному взаимодействию таможенных и налоговых органов в части проведения проверочных мероприятий.
В Таможенном кодексе Таможенного союза подробно регламентирована новая форма таможенного контроля — таможенная проверка. Она заменила собой таможенную ревизию. Таможенная проверка — это основная форма таможенного контроля после выпуска товаров, которая применяется в большинстве стран мира с тем, чтобы сократить время декларирования товаров.
Основным принципом таможенного контроля после выпуска товаров является принцип выборочности. Сегодня подразделение таможенной инспекции с учетом имеющейся штатной численности осуществляет проверочные мероприятия после выпуска товаров в отношении не более чем 10 % участников ВЭД. При выборе объектов проверки таможенные органы осуществляют всесторонний анализ по многим критериям: репутация участника ВЭД, индекс его деловой активности, анализ результатов предыдущих проверок его деятельности и т. д. К товарам риска по импорту можно отнести товары, имеющие наиболее низкие ставки таможенных пошлин или товары, классифицированные как прочие.
Предусмотрены две формы таможенной проверки. Первая — это та, которая проводится по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу. Вторая — выездная, которая проводится с выездом в место деятельности индивидуального предпринимателя (в место фактической его деятельности).
Расширен круг лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка. Эта форма таможенного контроля может проводиться в отношении следующих лиц: декларант; таможенный представитель; перевозчик; лицо, осуществляющее временное хранение товаров; уполномоченный экономический оператор; иные лица, напрямую или косвенно участвующие в сделках с товарами.
Установлено, что выездная таможенная проверка может быть плановой и внеплановой. Плановая выездная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами, и проводится не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица. В отношении уполномоченных экономических операторов — 1 раз в 3 года. Отбор проверяемых лиц для плановой выездной проверки осуществляется с использованием информации, полученной официальным путем из информационных ресурсов таможенных органов по результатам предыдущих проверок, от государственных органов, от банков, от таможенных или иных государственных контролирующих органов государств — членов Таможенного союза, а также из других источников.
Внеплановая выездная проверка осуществляется без ограничений по периодичности. Основанием для назначения внеплановых выездных проверок являются:
- данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля государств — членов Таможенного союза, свидетельствующие о возможности нарушения таможенного законодательства;
- данные, свидетельствующие о возможности нарушения требований законодательства Таможенного союза и законодательства РФ;
- заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
- обращение компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершающего внешние экономические сделки с иностранным представителем.
Встречная выездная таможенная проверка может проводиться у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам и с товарами, в случае необходимости подтверждения достоверности сведений представленных проверяемым лицом.
При таможенной проверке таможенными органами проверяются:
- факты помещения товаров под таможенную процедуру;
- достоверность сведений, заявленных в таможенных декларациях и в иных документах, представленных для оформления контроля;
- соблюдение требований, установленных таможенным законодательством;
- соответствие лиц условиям, необходимым для установления статуса уполномоченного экономического оператора;
- соблюдение установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Таможенного союза.
Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать одного месяца. В указанный срок не включен период между датой вручения проверяемому лицу требований о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений. Срок проведения выездной таможенный проверки может быть продлен еще на один месяц по решению таможенного органа, который осуществляет проверку.
Таможенным кодексом Таможенного союза подробно регламентированы права и обязанности должностных лиц таможенных органов и проверяемого лица при проведении таможенной проверки. Результаты таможенной проверки оформляются актом. Датой завершения таможенной проверки является дата составления акта таможенной проверки. Этот акт утверждается начальником таможенного органа, проводившего таможенную проверку.
В настоящее время издан ряд приказов ФТС, предусматривающий смещение акцентов на проведение проверочных мероприятий после выпуска товаров и упрощение таможенного контроля при декларировании товаров для отдельных отраслей промышленности, в том числе для товаров, ввозимых в рамках соглашений о промышленной сборке автомобильной техники и товаров, ввозимых для производственных целях. Эти приказы на данный момент действуют в Уральском и Приволжском таможенных управлениях ФТС. Цель этой работы — практическая отработка механизмов обеспечения полного поступления таможенных платежей в бюджет РФ и мер, направленных на упрощение таможенных процедур (сокращение времени таможенного декларирования товаров для законопослушного бизнеса, усиление таможенного контроля товаров, перемещаемых с низким уровнем соблюдения таможенного законодательства).
Для повышения эффективности выбора объектов таможенных проверок проводится модернизация Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. Цель автоматизации процесса — создание единого информационного ресурса. Реализация указанных подходов позволит:
- повысить степень обоснованности выбора объекта для проверок;
- минимизировать количество таможенных досмотров;
- сконцентрировать внимание на проведение контроля в первую очередь тех партий товаров, для которых высока вероятность выявления нарушений таможенного законодательства;
- увеличить объем поступающих в федеральный бюджет таможенных платежей за счет повышения уровня достоверности таможенного декларирования.
Сейчас ведется работа по внесению изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза, направленных на унификацию законодательства трех государств. В ходе этой работы мы стараемся решить и проблемные вопросы, возникающие при таможенном контроле после выпуска.
Хотелось бы обратить внимание на необходимость представления документов, запрошенных таможенным органом, при проведении таможенного контроля после выпуска товара. Федеральным законом № 409 внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях. При этом увеличен размер административного штрафа за непредставление в установленный срок таможенными органами документов и сведений, которые необходимы для проведения таможенного контроля. Для граждан штраф предусмотрен в размере от 1 тыс. до 2, 5 тыс. руб.; для должностных лиц — от 10 тыс. до 25 тыс. руб.; для юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Модернизация системы таможенного контроля после выпуска товаров направлена на достижение сбалансированного подхода между упрощением таможенных процедур и обеспечением своевременности поступления денежных средств в федеральный бюджет. Одна из основных задач модернизации — это создание условий, обеспечивающих содействие добросовестной конкуренции путем формирования благоприятной среды для деятельности законопослушных участников ВЭД и противодействия деятельности незаконопослушных, в том числе лиц, применяющих различные способы уклонения от уплаты таможенных платежей.