Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

Технология предварительного информирования. Первый опыт

Денис Борисович Шипилов, эксперт компании «Альта-Софт» по вопросам таможенного законодательства
г.
17 июня 2012 года вводится обязательное предварительное информирование (ПИ) о прибытии на территорию Таможенного союза товаров, перемещаемых автомобильным транспортом. Концепция системы предварительного информирования таможенных органов РФ была разработана и утверждена еще в 2006 году. С 2008 года активно проводятся различные эксперименты по реализации данной технологии. С лета 2011 года заинтересованные лица получили возможность представлять предварительную информацию в таможенные органы без какой-либо ответственности за неприбытие транспортного средства в пункт пропуска, непредставление ПИ, а также без ограничения количества уведомлений на одну товарную партию. 
 
Проанализируем первый опыт ПИ в Таможенном союзе. Прежде всего, раскроем понятие заинтересованные лица. 
В соответствии со ст. 42 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, и транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары. В Решении Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза автомобильным транспортом» так же говорится, что ПИ предоставляют, опять же уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители или иные заинтересованные лица. Но нигде не указано, на ком лежит обязанность по представлению предварительной информации, иными словами, кто будет нести ответственность, в случае непредставления ПИ.
 
В данном случае законодатель целенаправленно не выделяет ответственное лицо, чтобы ПИ мог представить любой контрагент, располагающий необходимым объемом информации. В Евросоюзе (ЕС), например, обязанность по представлению ПИ возложена на перевозчика, что не мешает формировать предварительное уведомление другим заинтересованным лицам (подробнее о ПИ в ЕС). Проблема в том, что уровень взаимодействия контрагентов у различных компаний различен. В итоге получается, что когда нужно подать ПИ одни не хотят, другие не могут, а у третьих недостаточно сведений. 
 
 
Рассмотрим ситуацию несколько под другим углом. В конечном счете, в пункте пропуска один на один с должностным лицом таможенного органа остается водитель, у которого есть пакет документов и все необходимые сведения. Если ПИ не представлена, задерживается в пункте пропуска, опять же водитель. С 17 июня транспортные компании, оказывающие услуги по представлению ПИ, будут быстрее проходить таможенные формальности в пункте пропуска и быстрее доставлять товар. Компании, не предлагающие такую услугу, рискуют со временем потерять своих клиентов. 
 
Несколько слов об объем информации. В предварительном уведомлении предусмотрены обязательные и необязательные графы. Обязательные графы нужны для регистрации уведомления в центральной базе данных единой автоматизированной системы таможенных органов (ЦБД ЕАИС) и формирования штрих-кода и индивидуального номера уведомления. Обязательных граф одиннадцать: 
  1. вид транзита;
  2. количество товаров;
  3. страна отправления;
  4. страна назначения;
  5. серия книжки МДП;
  6. номер книжки МДП;
  7. номер белого листа Книжки МДП;
  8. описание товара;
  9. порядковый номер
  10. код ТНВЭД;
  11. количество грузовых мест.
Для сравнения, в ЕС необходимо заполнять все графы краткой въездной декларации.
 
Следующий животрепещущий вопрос – это формирование предварительного уведомления при ввозе сборных грузов. Здесь можно выделить два аспекта: технический и коммуникативный.
 
В соответствии с Соглашением между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 21.05.2010 «О представлении и об обмене предварительной информацией, о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» предварительная информация может быть представлена посредством взаимодействия информационных систем участников ВЭД с информационной системой таможенных органов согласно приказу ФТС от 24.01.2008 № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет», либо с помощью веб-порталов. С технической стороны заполнение и представление предварительного уведомления о прибытии сборных грузов вопросов не вызывает, по крайней мере, в «ГТД-PRO» и «Альта-ПИ» такая возможность предусмотрена. А вот коммуникативный аспект порой ставит в тупик.
 
Во-первых, если в транспортном средстве перемещаются товарные партии от четырех отправителей к четырем получателям, трое из них предварительные уведомления представили, а четвертый нет, будет расхождение информации в уведомлении и товаросопроводительных документах. Это повлечет применение форм таможенного контроля, в том числе и таможенного досмотра.
Во-вторых, если уведомление формирует декларант, то откуда ему знать информацию о других получателях…
 
Для решения этой задачи еще раз обратимся к перевозчику. Вся информация о товарных партиях, отправителях и получателях консолидируется именно у перевозчика, значит он единственное звено, которое может представить достоверную и полную информацию, хотя бы по обязательным графам. 
 
Еще одна задача, которую перед участниками ВЭД ставит технология ПИ – как передать водителю транспортного средства штрих-код, когда тот уже выехал из места отправления. В настоящее время, увы, решения этой задачи нет. Специалистами ФТС России тестировались различные способы передачи штрих-кода, в том числе, на мобильный телефон. Формат действующего штрих-кода не позволяет его использовать для считывания с экрана мобильного телефона. А мобильный телефон, пожалуй, единственный способ передачи информации водителю, когда тот находится в пути. Есть, конечно, буквенно-цифровой идентификатор сообщения, который можно передать в SMS-сообщении, но велика вероятность ошибки при его введении. Следовательно, в информационную систему таможенного органа будет загружено не то уведомление, будет обнаружено расхождение сведений и проведен таможенный досмотр в качестве формы таможенного контроля. ФТС России рассматривают вопрос о переходе с действующего формата штрих-кода на QR-код, который активно применяется в различных сферах жизнедеятельности.
 
Таков первый опыт ПИ, таковы и первые сложности с которыми столкнутся и уже сталкиваются участники ВЭД применяющие ПИ. 

Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 4093
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha