Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

Спорные вопросы предоставления льгот при ввозе товаров в Российскую Федерацию

Ольга Вячеславовна Евсеева, юрист практики по таможенному праву и внешнеторговому регулированию, юридическая компания «Пепеляев Групп».
г.

Право воспользоваться льготой после выпуска товаров

Нередко возникают такие ситуации, когда, например, декларанту известно, что таможенный орган не выпустит товар, если льгота по уплате таможенных платежей будет заявлена в таможенной декларации на этапе декларирования. Для того, чтобы избежать задержки выпуска товаров и связанных с этим дополнительных расходов, нередко импортеры предпочитают не заявлять льготу и уплачивать таможенные платежи в полном объеме.

Можно ли воспользоваться льготой по уплате таможенных платежей после выпуска товаров, если она не была заявлена при таможенном декларировании? 

Ответ – да, можно. Несмотря на то, что таможенные органы заявляют в судах о том, что льгота не была заявлена при таможенном декларировании, в связи с чем требования о ее предоставлении после выпуска товаров являются незаконными, суды занимают сторону декларантов и поддерживают их позицию о праве на льготу независимо от того, когда она будет заявлена - при таможенном декларировании товаров или после. 

Законодательство не связывает право на получение льготы со сведениями, которые указаны в таможенной декларации и не ограничивает реализацию этого права стадией таможенного декларирования. В связи с этим, факт незаявления льгот при осуществлении таможенного декларирования товаров не имеет правового значения, в связи с чем воспользоваться льготой и вернуть излишне уплаченные денежные средства декларант может и после выпуска товаров, подав в таможню заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей (например, дело № А40-80100/2012, А40-149604/2015, А40-177846/2015).

При этом мы, независимо от того, что льгота не заявляется на этапе таможенного декларирования, рекомендуем указывать в таможенной декларации документы и сведения, подтверждающие право на эту льготу. В дальнейшем, при обращении в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, это будет являться основанием для идентификации ввозимых товаров и отнесения их к соответствующей категории, позволяющей применить льготу в соответствии с законодательством.

Необходимо ли представлять корректировку декларации на товары для возврата излишне уплаченных таможенных платежей?

Следует отметить, что во взаимоотношениях с таможенными органами вопрос возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей всегда являлся и является одним из самых актуальных, а для многих плательщиков еще и проблемным, особенно в части предоставления льгот. Это объясняется тем, что, несмотря на установленное законом право на льготу и обязанность таможенных органов по возврату таких денежных средств не всегда это удается сделать плательщикам, не прибегая к обращению в суд. 

Наиболее распространенный повод для отказа в рассмотрении по существу заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, связанных с предоставлением льготы, – это отсутствие корректировки декларации на товары. По мнению таможенных органов, решение о корректировке сведений в декларации является обязательным документом, подтверждающим факт излишней уплаты таможенных платежей. 

Однако в действующем таможенном законодательстве не предусмотрено, что в качестве обязательного документа, подтверждающего излишнюю уплату таможенных платежей, должна представляться корректировка декларации на товары.

Согласно ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» одновременно с заявлением о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей должен быть представлен документ, подтверждающий их излишнюю уплату либо взыскание. Таким документом может являться корректировка декларации на товары, но обязательность ее представления в качестве документа, подтверждающего излишнюю уплату таможенных платежей, Законом не предусмотрена.

В настоящее время внесение изменений в декларацию на товары является правом, а не обязанностью декларанта. На основании Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 г. № 289 такие сведения могут быть изменены таможенным органом как по инициативе декларанта, так и по инициативе самого таможенного органа на основании соответствующего решения. При этом если декларант отказывается вносить изменения в ДТ, таможенный орган самостоятельно заполняет корректировку декларации на товары.

В связи с этим отсутствие такой корректировки не должно быть положено в обоснование оставления заявления о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов без рассмотрения.

Данная позиция поддержана в настоящее время судебными актами (например, Постановление ВАС РФ от 07.02.2012 № 11873/11, Определение ВАС РФ от 07.06.2013 № ВАС-6560/2012, дело № А40-122965/13, А40-121179/13, А40-177846/15 и др.).

Вместе с тем, в проект Таможенного кодекса ЕАЭС внесены положения о том, что возврат излишне уплаченных таможенных платежей осуществляется после внесения изменений в декларацию на товары. Кодекс должен вступить с 1 января 2017 года. Если такие положения в Кодексе останутся, то получается, что решение о том, имеются ли излишне уплаченные таможенные платежи или нет, будет приниматься уже на этапе рассмотрения вопроса о корректировке декларации на товары. Фактически отказ в разрешении внесения изменений в ДТ будет являться отказом в возврате денежных средств до подачи и рассмотрения соответствующего заявления.

Применение правового режима использования льгот в отношении товаров, ввезенных в качестве вклада в уставной капитал

Предоставление льгот по уплате таможенных платежей применяется государством, в том числе, в целях модернизации экономики и привлечения иностранных инвестиций. Аналогичные цели были поставлены при принятии Постановления Правительства России от 23.07.1996 № 883 о льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной капитал. При этом были установлены ограничения, связанные с реализацией этого товара, в случае осуществления которой, таможенные пошлины подлежали уплате в полном объеме. 

В настоящее время применительно к этим товарам, ограничения по пользованию и распоряжению установлены Порядком применения освобождения от уплаты таможенных пошлин, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 (далее – Порядок, Решение КТС № 728), который расширил перечень таких ограничений. 

Согласно указанному Порядку обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в случае: 

  1. выхода иностранного лица из состава учредителей организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин; 
  2. при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на условно выпущенные товары; 
  3. при передаче таких товаров во временное пользование. 

Таможенные органы посчитали, что указанный Порядок может быть применен в отношении товаров, ввезенных в качестве вклада в уставной капитал, до его принятия. В частности, таможенными органами были предъявлены претензии по уплате таможенных платежей в связи с выходом иностранного участника из состава участников, а также передачей товаров во временное пользование иному лицу после принятия Решения № 728. В результате возник ряд судебных дел.

По данному вопросу высказал свою правовую позицию Конституционный Суд Российской Федерации. Согласно указанной позиции, если таможенные льготы были предоставлены в отношении товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал, до вступления в силу Решения КТС № 728 (т.е. до 18.08.2011), должен применяться тот правовой режим использования (прекращения) таких льгот, который действовал на момент их предоставления (Определение Конституционного Суда РФ от 03.03.2015 № 417-О). Данная правовая позиция применяется Верховным судом РФ (Определения Верховного Суда РФ от 21.07.2015 по делу № 305-КГ15-2443, от 30.09.2015 по делу № 302-КГ15-2428).

До вступления в силу Решения КТС № 728 единственным ограничением целевого использования условно выпущенных товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал, а, соответственно, и основанием для отмены льготы и начисления таможенных пошлин на такие товары – являлась их реализация, т.е. передача права собственности.

Таким образом, любое иное использование и распоряжение товарами, ввезенными до августа 2011 года, не должно рассматриваться как нарушение ограничения их целевого использования, влекущего обязанность уплатить таможенную пошлину.

Нужно ли вносить изменения в ДТ по истечении 5-летнего срока с момента ввоза условно выпущенных товаров?

Положительной новеллой для бизнеса стала норма Таможенного кодекса Таможенного союза о прекращении обязанности по уплате таможенных платежей в отношении товаров, условно выпущенных в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению ими, по истечении 5 лет со дня их выпуска.

Эта норма уже может быть использована, начиная со 2 июля 2015 года, в отношении условно выпущенных товаров до вступления в силу ТК ТС.

После прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, такие товары приобретают статус товаров Таможенного союза, и для приобретения этого статуса они не подлежат повторному помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Т.е. на эти товары не требуется подача таможенной декларации. С момента приобретения ими статуса товаров Таможенного союза они утрачивают статус товаров, находящихся под таможенным контролем. Следовательно, со 2 июля 2015 г. декларант вправе свободно распоряжаться товарами, ввезенными в качестве вклада в уставный капитал с применением таможенных льгот и условно выпущенными таможенными органами до 1 июля 2010 г., без каких-либо ограничений со стороны таможенных органов. 

Однако возник вопрос, необходимо ли обращаться в таможенные органы с целью завершения таможенного контроля в отношении таких товаров. В письме от 02.08.2015 № 01-11/32026, адресованном таможенным органам, ФТС России разъяснила, что в целях завершения таможенного контроля в отношении условно выпущенных товаров в таможенную декларацию должны быть внесены соответствующие изменения в соответствии с подпунктом 3 пункта 43 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257.

Вместе с тем, согласно положениям действующего таможенного законодательства прекращение обязанности по уплате таможенных платежей не обусловлено обязанностью декларанта обратиться в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в таможенную декларацию. Обязанность декларанта по внесению изменений в таможенную декларацию, в соответствии с которой такие товары были условно выпущены, действующим таможенным законодательством также не установлена. Поэтому невнесение изменений в соответствующую таможенную декларацию не может означать, что в отношении товаров не прекращена обязанность по уплате таможенных платежей.

Норма Инструкции, на которую ссылается в своем письме ФТС России, не устанавливает обязанность декларанта обратиться в таможенный орган для внесения должностным лицом таможенного органа соответствующих изменений (отметок) в таможенную декларацию, а лишь регулирует порядок заполнения графы С таможенной декларации должностным лицом таможенного органа, в том числе в случае приобретения товарами статуса товаров Таможенного союза. 

Учитывая изложенное, обращение в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в таможенную декларацию в целях прекращения таможенного контроля в отношении товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал с применением таможенных льгот, является не обязанностью, а правом декларанта. Соответственно, срок для такого обращения законодательно не установлен. Указанные изменения должны быть внесены таможенным органом самостоятельно в силу требований пункта 43 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, независимо от поступления обращения декларанта. Внесение должностным лицом таможенного органа изменений в таможенную декларацию является не основанием для завершения таможенного контроля, а лишь оформлением этого факта. При этом указанные товары автоматически утрачивают статус товаров, находящихся под таможенным контролем, в силу истечения 5-летнего срока и приобретают статус товаров Таможенного союза независимо от того, будут ли внесены должностным лицом таможенного органа соответствующие отметки в графу С таможенной декларации или нет. 

Исходя из существующих реалий, зачастую импортерам приходится отстаивать свое право на льготу в судебном порядке. В результате, при получении положительных судебных решений, помимо возврата таможенными органами денежных средств, компании нередко обращаются за выплатой процентов, а в некоторых случаях – за возмещением судебных расходов на представителей, а это уже дополнительные средства из государственного бюджета.


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 3851
  • Комментарии 1
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
16:46 16.05.2019
Добрый день!
Уточните пожалуйста по следующему пункту: "При этом мы, независимо от того, что льгота не заявляется на этапе таможенного декларирования, рекомендуем указывать в таможенной декларации документы и сведения, подтверждающие право на эту льготу. В дальнейшем, при обращении в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, это будет являться основанием для идентификации ввозимых товаров и отнесения их к соответствующей категории, позволяющей применить льготу в соответствии с законодательством."

Если документом подтверждающим право на льготу является письмо минпромторга, но мы пока его не получили, что нам следуюет заявлять в ДТ при декларировании?
И сохраняется ли право на использование льготы после выпуска товаров в течении 3х лет (Постановление от 15 января 2018 г. по делу № А82-3029/2017)?

Заранее спасибо!
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha