25 лет успешной работы!
Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
 
Мнение эксперта

Ведомственное обжалование. Типичные ошибки, допускаемые лицами при подаче жалобы в таможенные органы

Ведомственное обжалование. Типичные ошибки, допускаемые лицами при подаче жалобы в таможенные органы
Елена Васильевна Васильева, начальник отдела контроля за соблюдением законности в области таможенного дела правовой службы Северо-Западного таможенного управления
15 июня 2017 г.

Правоотношения, возникающие между участником внешнеэкономической деятельности и таможенным органом, многогранны, затрагивают различные области права и регулируются многочисленными правовыми актами. Процесс взаимодействия участника ВЭД и таможенного органа сопровождается принятием последним различных решений, совершением действий. При этом участник внешнеэкономической деятельности не всегда «согласен» с решениями или действиями таможенного органа. Свое несогласие лицо, как правило, выражает в форме жалобы. 

Закон не ограничивает лицо в выборе способа обжалования. Решения, действия таможенных органов могут быть обжалованы как в судебном порядке, так и в порядке ведомственного обжалования – в таможенные органы. Ведомственный порядок обжалования решений, действий в области таможенного дела – это быстро, бесплатно, без личного участия. В сравнении с судебным порядком обжалования к преимуществам ведомственного можно отнести:

  • отсутствие государственной пошлины за подачу жалобы, то есть бесплатность, 
  • краткий в сравнении с судебным разбирательством срок рассмотрения жалобы, максимальный срок рассмотрения жалобы два месяца, 
  • отсутствие необходимости личного участия лица, подавшего жалобу, в процессе ее рассмотрения, 
  • необязательности представления документов в обоснование приведенных доводов,
  • незамедлительности вступления в силу решения по жалобе;
  • наличие упрощенного порядка обжалования.

Статистика последних лет показывает, что механизм ведомственного обжалования активно используется участниками внешнеэкономической деятельности. Так, за 2016 год таможенными органами Северо-Западного региона рассмотрено 900 жалоб, из них непосредственно Северо-Западным таможенным управлением – 496. В 1 квартале 2017 года таможенными органами региона рассмотрено 238 жалоб, из них половина непосредственно СЗТУ (122). Однако, обращаясь с жалобами в таможенные органы, лица зачастую не учитывают, что ведомственное обжалование – это, в первую очередь, процедура. Как и любая процедура, подача жалобы должна сопровождаться соблюдением установленных законом условий и требований, при соблюдении которых таможенные органы принимают жалобу к рассмотрению, то есть проверяют на соответствие закону решение, действие (бездействие) таможенного органа в области таможенного дела. Такие условия и требования установлены в главе 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон).

Несоблюдение лицом таких условий и требований влечет отказ таможенных органов в рассмотрении жалобы по существу. В 2016 году практически половина поданных жалоб (48%) была оставлена таможенными органами без рассмотрения. Аналогичное соотношение и по результатам 1 квартала 2017 года. Основными причинами отказа таможенных органов в рассмотрении жалобы являются ошибки, допускаемые самими лицами, подающими жалобы. В первую очередь ошибки допускаются при подтверждении полномочий лица, подающего жалобу в интересах юридического лица. Половина решений об отказе в рассмотрении жалоб принимается таможенными органами региона по этой причине. 

Участие организации в обжаловании решений таможенных органов осуществляется через орган юридического лица, действующий в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Жалоба, поданная в интересах юридического лица, может быть подписана единоличным исполнительным органом (генеральным директором, директором, президентом компании), то есть лицом, представляющим интересы организации в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрировано юридическое лицо. Полномочия руководителей организаций подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Соответственно, это приказ о назначении на должность, решение участников организации или выписка из ЕГРЮЛ, устав организации, зарегистрированный в налоговом органе, учредительный договор и другие документы.

Но зачастую лица, подающие жалобу, либо игнорируют эти требования, либо соблюдают их не в полной мере. Самой распространенной ошибкой является не предоставление устава организации, а также приказа о назначении генерального директора, предоставление только части из указанных выше документов. Вместе с тем, для установления полномочий лица на подачу жалобы таможенным органам необходимо изучение указанных документов в совокупности. Это необходимо для установления круга лиц, имеющих право действовать от имени организации без доверенности, факта назначения (избрания) в качестве руководителя организации, срока полномочий в данном качестве. Нередко лица в жалобе указывают, что учредительные документы уже представлялись при таможенном декларировании товаров или при подаче жалобы, в рассмотрении которой ранее было отказано. Однако данный факт не имеет значения, поскольку подача жалобы является самостоятельной процедурой и в каждом случае должна сопровождаться предъявлением подтверждающих документов. Ошибкой является также представление документов, подтверждающих полномочия, в виде незаверенных копий. Документы должны быть представлены либо в оригинале, либо заверены организацией.  

Избежать большего количества подтверждающих документов можно путем подачи жалобы лицом, действующим на основании доверенности. Такая доверенность должна быть подписана руководителем организации или иным уполномоченным лицом и скреплена печатью организации. Законом также установлено требование к содержанию доверенности, которая в обязательном порядке должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Указание в доверенности на право представлять интересы организации в таможенных органах, либо на право совершать действия, представлять документы при совершении таможенных операций и другие подобные формулировки не наделяют лицо правом подачи жалобы в вышестоящий таможенный орган. Соответственно, таможенным органом подобная доверенность в качестве подтверждения правомочий принята не будет.

Еще одним, часто встречающимся, основанием для отказа в рассмотрении жалобы, является несоблюдение лицами установленных сроков обжалования. Таможенный орган уведомляет лицо о принятом решении, как правило, посредством почтового отправления. Надлежащим уведомлением также является направление решения с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. 

В соответствии с положениями статьи 40 Закона жалоба на решение, действие таможенного органа может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав или законных интересов, а случае бездействия – со дня истечения установленного законодательными или правовыми актами в области таможенного дела срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия. Вместе с тем, в рассмотрении трети поданных жалоб было отказано из-за пропуска срока обжалования. При этом правом подачи заявления о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока заинтересованные лица практически не пользуются.

В современных условиях «общение» участников ВЭД и таможенных органов все больше уходит в электронную форму: электронное декларирование, получение государственных услуг в электронной форме. При этом, как в случае с государственными услугами, таможенные органы прямо рекомендуют обращаться за их получением именно в электронной форме. Зачастую и жалобы направляются лицами по электронной почте. Однако действующее законодательство не предусматривает подачу жалобы в электронном виде. Такая жалоба будет считаться поданной с нарушением формы.

В качестве обязательных реквизитов жалобы закон предусматривает подпись заявителя, указание места жительства или места его нахождения, наименования таможенного органа, решение которого обжалуется. При отсутствии оригинальной собственноручной подписи заявителя, жалоба считается неподписанной. Соответственно, направление жалобы в электронной форме не освобождает лицо от необходимости подачи жалобы в письменном «бумажном» виде. А также затягивает процесс ее рассмотрения. 

Пытаясь ускорить процесс рассмотрения жалобы или, возможно, получить «нужный» результат лица иногда одновременно подают жалобы в таможенный орган и в суд, что также является основанием для таможенного органа отказать в рассмотрении жалобы по существу. Также имеют место случаи, когда лица повторно подают жалобы на решения, действия таможенного органа, которые уже обжаловались ими в тот же самый таможенный орган, что и первоначально. Однако подача повторных или дублирующих жалоб не приведет к реальному результату – пересмотру решения таможенного органа, а повлечет лишь дополнительные затраты времени и сил.  

Еще одним неэффективным способом защиты своих прав можно назвать обжалование актов (документов) таможенного органа, не являющихся решением в области таможенного дела. Яркий пример – обжалование акта таможенной проверки. Акт таможенной проверки не является решением таможенного органа и не может рассматриваться как самостоятельный предмет обжалования, что многократно подтверждалось и судебной практикой и правоприменительной практикой таможенных органов.

Подразумевается, что подача жалобы преследует определенную цель – отмену именно того решения, которое и порождает для лица негативные последствия. Неверное определение предмета обжалования достижению этой цели не способствует.  

Нередко заинтересованные лица направляют в таможенные органы обращения о проведении ведомственного контроля решений, действий (бездействия) таможенного органа в области таможенного дела. Статья 24 Закона предусматривает право вышестоящего таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела. Такие обращения рассматриваются таможенными органами в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при этом такое обращение не влечет обязательность пересмотра обжалуемого решения, действия (бездействия) вышестоящим таможенным органом.

Ведомственное обжалование является скорым и эффективным способом защиты прав и законных интересов граждан и организаций в сфере таможенных правоотношений и в целом успешно функционирует. Так, по итогам рассмотрения жалоб в первом квартале текущего года 68% жалоб удовлетворены, решения, действия таможенных органов признаны неправомерными и отменены. В связи с этим полагаем необходимым дальнейшее информирование граждан и организаций о требованиях, предъявляемых законодательством к подаче жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела, ошибках, допускаемых при их подаче.   

Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!