25 лет успешной работы!
Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
 
Мнение эксперта

В ФТС России обсудили ошибки заполнения ДТ, валютный контроль, предварительные решения и другие вопросы

В ФТС России обсудили ошибки заполнения ДТ, валютный контроль, предварительные решения и другие вопросы
Статья по материалам публичного обсуждения результатов правоприменительной практики Федеральной таможенной службы по итогам II квартала 2017 года.
4 сентября 2017 г.

30 августа в ФТС России, в рамках реализации правительственной программы по реформе контрольно-надзорной деятельности прошло публичное обсуждение вопросов правоприменительной практики по итогам работы таможенных органов за второй квартал 2017 года.

В президиуме сидели: Первый заместитель руководителя ФТС России Давыдов Руслан Валентинович, председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Аркадьевич Лозбенко и заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации Сергей Владимирович Мигин. В зале присутствовали: заместитель директора Департамента РФ по формированию системы «Открытое правительство» Спиридонов Андрей Алексеевич, начальник отдела нормативного обеспечения ВЭД Департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России Погорелов Евгений Николаевич, начальник управления правовой экспертизы, руководитель проектов Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Лобозина Марина Александровна и многие другие.

Обсуждение открыл Руслан Валентинович Давыдов. Руслан Валентинович отметил, что у таможенной службы на сегодняшний день существует несколько форматов взаимодействия с бизнесом, с деловыми кругами. Такими форматами, в первую очередь, являются Общественный совет, Экспертно-консультативный совет, регулярно проводятся круглые столы при Региональных таможенных управлениях, при таможнях, а вот публичные слушания – это достаточно новый формат, введенный Правительством России, но который тоже становится традиционным. «Публичные обсуждения имеют своей целью снижение административной нагрузки на бизнес, и в первую очередь это касается тех мероприятий, которые проводятся в плановом режиме, т.е., речь идет об избегании внеплановых проверок бизнеса, излишнего административного давления на бизнес. Многогранная деятельность Федеральной таможенной службы во всех своих аспектах имеет взаимодействие с бизнесом и одной из приоритетных задач проведения общественных обсуждений, стоящих перед таможней – это представление и обсуждение определенных практик таможенных управлений и сопровождающих их проблемных вопросов, требующих разъяснения». Руслан Валентинович назвал такой формат взаимодействия совместной работой над ошибками таможни и бизнеса, разбором конкретных вопросов. 

Затем, слово было предоставлено председателю Общественного совета – Л.А. Лозбенко, который напомнил присутствующим, что с 1 января 2018 г. в силу вступит новый таможенный кодекс ЕАЭС и новый Федеральный закон «О таможенном регулировании». Уже утверждена комплексная программа развития таможенной службы Российской Федерации, что означает, по сути, вступление в новую фазу жизни как таможни, так и всего бизнес-сообщества, работающего во внешнеэкономической деятельности. Леонид Аркадьевич отметил, что основной постулат, провозглашенный Коллегией и Руководителем таможенной службы на ближайшую перспективу – это простота и удобство для бизнеса, эффективность и безопасность для государства. И именно этот постулат становится лейтмотивом всей дальнейшей работы таможенных органов: «Мы пришли к тому этапу, когда таможня не просто слушает, но слышит, и это принципиально важный аспект по всем радикальным и конкретным вопросам, волнующим бизнес сообщество». Далее, Л.А. Лозбенко коротко рассказал о ведущейся работе по созданию хартии добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, объяснил, что подписание хартии является добровольным волеизъявлением, что все должны исполнять закон и не стоит никого беспокоить вопросами: «Что мне будет за то, что я подпишу хартию?». «Подписав хартию, я делаю свой вклад в то, чтобы таможня могла исполнить свои обязательства по десяти шагам навстречу бизнесу, т.е. реализовать генеральную задачу взаимодействия таможенных органов и бизнес сообщества». Леонид Аркадьевич сказал, что общественный совет уже имеет огромную поддержку по этому вопросу со стороны участников внешнеэкономических связей, в том числе зарубежных. 

Несколько слов о публичных обсуждениях в своем вступительном слове сказал и Сергей Владимирович Мигин – заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации: «С помощью межведомственного взаимодействия нашей службы и ФТС России, мы стараемся решать вопросы бизнеса. Желаю всем продуктивной работы».

После всех вступительных слов перешли к заслушиванию докладов. Первым выступил начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Шкляев С.В. Сергей Владимирович коротко отчитался о проделанной во II квартале 2017 года работе Управления, и сделал анализ мониторинга всех случаев запроса разрешительных документов у участников внешнеэкономической деятельности, объяснив при этом, что сам мониторинг делается во избежание необоснованных запросов. Им было отмечено, что результаты такого мониторинга публикуются на официальных сайтах таможенных управлений, в интернете и на сайте ФТС России. Что такой анализ за первые два квартала 2017 года показал наличие систематических ошибок, допускаемых участниками внешнеэкономической деятельности при заполнении сведений о разрешительных документах в графе 44 Декларации на товары. На разборе некоторых из этих ошибок С.В. Шкляев остановился более подробно: в частности, неправильное указание структуры маски номера разрешительных документов – относится к уровню недопустимой ошибки, которая может привести к риску несоответствия сопоставляемых сведений и, как следствие, информированию декларанта о невозможности регистрации декларации. Второй частой ошибкой является некорректное указание участниками ВЭД кодов видов документов в графе 44, а это нарушение, которое влечет невозможность осуществления запросов данных документов, приводит к снижению работоспособности межведомственного электронного взаимодействия, увеличивает количество времени, затрачиваемого на совершение таможенных операций в части проверки документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, и увеличивает количество обоснованных запросов на представление дополнительных документов со стороны таможенных органов. Сергей Владимирович, с помощью презентации продемонстрировал правильное заполнение графы 44 в декларации на товары, указал и на другие ошибки, допускаемые при заполнении указанной графы. 

Также, им было отмечено, что в рамках реализации комплексного развития ФТС России в период до 2020 года в Управлении ведется работа по дальнейшему совершенствованию электронного сервиса «Личный кабинет участника ВЭД», предусматривающая такие возможности, как предварительная проверка участником ВЭД статуса разрешительного документа для целей совершения таможенных операций на предмет «действующий», «не действующий» либо «сведения о документе есть, но он не использовался при совершении таможенных операций, связанных с ввозом». Кроме того, для удобства участников ВЭД в сервисе разрешительных документов планируется предусмотреть гиперссылку, которая позволит декларанту разместить разрешительные документы в электронный архив декларанта до подачи декларации на товары, отсутствующий в информационной системе таможенных органов и не полученный таможенными органами от федеральных органов исполнительной власти. 

Сергей Владимирович заметил, что немаловажным направлением деятельности является осуществление контроля за соблюдением требований валютного законодательства. В этой связи ФТС России совместно с Банком России обеспечивает информационный обмен по закрытому каналу связи о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, что благодаря этому, схема вывода капитала, основанная на подложных таможенных декларациях, утратила свою актуальность. В свою очередь банк обеспечивает передачу ФТС России в электронном виде паспортов сделок и ведомостей банковского контроля, необходимых для осуществления функций органа валютного контроля. В целях реализации указанного обмена Управлением была проведена значительная работа по совершенствованию автоматизированных технологий и их адаптация к изменениям валютного законодательства Российской Федерации в части упрощения процедур контроля. Основными ошибками в сведениях, заявляемых для целей валютного контроля со стороны участников ВЭД, выявленными Управлением, С.В. Шкляев назвал следующие: несоответствие кода валюты цены договора, заявленного в декларации на товары – коду валюты цены договора, указанному в паспорте сделки. Такая ошибка не позволяет уполномоченным банкам осуществлять автоматическую загрузку декларации на товары в ведомости банковского контроля, что в свою очередь приводит к дополнительным запросам в ФТС России со стороны участников ВЭД и банков о предоставлении информации по декларациям на товары. Вторая ошибка, это неправомерное заявление кода особенностей сделки «06», характеризующего сделку, на которую не распространяется требование об оформлении паспорта сделки, исходя из суммы договора, при этом в декларации на товары указывается сумма свыше 50 000 долларов США, что свидетельствует об оформлении паспорта сделки. Данное несоответствие является нарушением, и влечет за собой риски отказа банка в переводе денежных средств контрагенту и, как следствие, предъявление претензий контрагентом за невыполнение обязательств по контракту, вплоть до применения штрафов в рамках договорных споров. Во избежание таких ошибок, для участников ВЭД Управлением подготовлено соответствующее разъяснение по заполнению декларации на товары для целей валютного контроля, которое размещено на сайте ФТС России; осуществлена модернизация программных средств, позволяющая до выпуска товаров осуществлять сверку сведений, содержащихся в декларации на товары и в паспорте сделки; и подготовлен новый алгоритм сверки сведений до подачи декларации на товары. Также, С.В. Шкляев обратил внимание, что в целях сокращения допускаемых ошибок и, как следствие, временных и финансовых издержек, создан и функционирует информационный сервис в Личном кабинете «валютный контроль». В нем обеспечена возможность получения сведений обо всех оформленных уполномоченными банками паспортах сделок и ведомостей валютного контроля. Это дает возможность участникам ВЭД до подачи декларации на товары проверить наличие паспорта сделки в информационных ресурсах таможенных органов и заявить сведения в соответствии со сведениями, содержащимися в паспорте сделки, тем самым сократив сроки совершения операций. В целях совершенствования сервиса «валютный контроль» планируется реализация возможности передачи сведений участникам ВЭД о паспортах сделок, которые были закрыты или переведены в другой уполномоченный банк, что позволит минимизировать риски возникновения правонарушений. В своем докладе С. В. Шкляев уделил внимание и новым подходам в области валютного урегулирования, в частности изменениям нормативных актов Банка России, предусматривающим отмену требований об оформлении паспорта сделки и его замену на процедуру присвоения контрактам уникальных учетных номеров. 

Следующим докладчиком была Лариса Николаевна Саркисова – заместитель начальника Управления товарной номенклатуры. Вступление Ларисы Николаевны было посвящено двум видам принятия решений по классификации: принятие предварительных решений по классификации товаров, в том числе в электронном виде и решений по классификации крупногабаритного оборудования, поставляемого частями. 

В первой части своего выступления Лариса Николаевна рассказала о предварительной классификации, как услуге, предоставляемой участникам ВЭД таможенными органами. Ею было отмечено, что с 2000 года эту услугу предоставляло Управление товарной номенклатуры, в год принималось около 5000 решений, и срок вынесения решения варьировался в районе 70 дней. Бизнесу этот срок казался непомерно большим. Поэтому было вынесено решение о передаче полномочий по вынесению классификационных решений Региональным таможенным управлениям. Таким образом, с 2013 года такие решения принимают только РТУ, за исключением группы 27 (энергоносители), по которой классификационные решения принимают Центральная энергетическая таможня и Дальневосточное таможенное управление. При этом, несмотря на то, что эта информация была размещена на сайте ФТС России, Л.Н. Саркисова отметила, что документы на классификацию до сих пор продолжают поступать в Управление товарной номенклатуры. Управление вынуждено направлять документы в нужный адресат, но это задерживает работу и увеличивает сроки принятия предварительных классификационных решений, но сроки при этом все же существенно стали ниже. Основными функциями Управления на сегодняшний день являются обеспечение контроля сроков, единообразия применения и правильности принятия решений. Для этого установлен специальный порядок принятия решений, все совершаемые действия по принятию решения совершаются с помощью электронного обмена, и все РТУ видят какое решение вынесено в отношении конкретного товара. Аналогичный подход по принятию предварительных классификационных решений осуществляется и между государствами – участниками ЕАЭС, тем самым обеспечивается и законность принятия таких решений. Что касается обжалования предварительных решений, Лариса Николаевна привела статистику таких обжалований: из 977 принятых за 2017 год предварительных классификационных решений, обжаловано было всего 15, из них 10 в досудебном порядке, где по 7 – решения были отменены, а 3 остались в силе. 5 решений обжаловано в судебном порядке, из которых было отменено всего одно решение, второе находится на рассмотрении в суде, и 3 оставлены в силе.

Л. Н. Саркисова несколько слов сказала об ошибках в предварительных решениях. Если обнаружены ошибки, допущенные таможенными органами, в предварительное решение вносятся изменения. По действующему Таможенному кодексу изменения вступают в силу в срок, указанный в решении об изменении (глава 6 статья 56 ТК ТС). В новом Кодексе предусмотрен иной подход. Так, согласно главе 3 статьи 26 ТК ЕАЭС, если обнаружены ошибки, влияющие на код ТН ВЭД, то предварительное решение прекращает свое действие со дня принятия решения о прекращении, и таможенные органы обязаны в течение 10 дней выдать новое предварительное решение, причем бесплатно.

С актуальным вопросом о функционировании уполномоченного экономического оператора выступил первый заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля Сергей Алексеевич Амельянович.

Сергей Алексеевич отметил, что на сегодняшний день 172 организации включены в реестр УЭО, из них 118 юридических лиц – производственные компании. В ходе своего выступления он рассмотрел типичные ошибки, допускаемые в работе таможенными органами и Операторами.

Ошибки таможенных органов:

  1. Согласно законодательству декларация на товары должна быть подана не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров; таможенные платежи и налоги должны быть уплачены до 10 числа следующего за месяцем выпуска товаров. В некоторых случаях таможенные органы трактовали эту формулировку иначе, требуя от УЭО уплаты таможенных пошлин, налогов не позднее 9 числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров. Данная трактовка признана неверной.
  2. Таможенные органы требуют от УЭО предоставление отчетности по формам ДО-1, ДО-2, ДО-3 в соответствии с приказом ФТС России от 29.12.2012 № 2688. Такая отчетность не должна предоставляться УЭО. Оператор должен предоставлять отчетность в соответствии со статьей 96 ФЗ-311 «О таможенном регулировании в РФ» и Приказом ФТС России от 30.12.2010 № 2709.

Типичные ошибки УЭО:

  1. При включении / внесении изменений в реестр Оператор не предоставляет согласие на обработку персональных данных, не предоставляет сведения о руководителе и работниках таможенного представителя.
  2. Согласно законодательству специальные упрощение не предоставляются, если: отправителем или продавцом товаров выступает лицо, зарегистрированное в оффшорной зоне; оплата товаров осуществляется через оффшорные зоны.
  3. Зачастую УЭО применяют специальные упрощения в отношении товаров, отправитель (продавец) которых зарегистрирован в оффшорной зоне.
  4. Отсутствие сведений о целях использования товаров, заявленной таможенной процедуре, а также отсутствие в коммерческих документах сведений, предусмотренных статьей 197 ТК ТС.
  5. Некоторые УЭО ошибочно считают, что приостановление действия свидетельства УЭО осуществляется только если административное правонарушение совершено при применении специальных упрощений.

В конце мероприятия слушатели задали докладчикам вопросы и получили исчерпывающие ответы. Подводя итог встречи, Р.В. Давыдов отметил, что она была полезна для бизнеса, таможенных органов и смежных ведомств. 

Татьяна Александровна Григорьева, консультант по ВЭД «Альта-Софт»

Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!

Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.