Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
 
Мнение эксперта

Создание единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования. Результаты 2018 года.

Григорий Анатольевич Боярский, заместитель начальника главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России
21 декабря 2018 г.

Стенограмма выступления Г. А. Боярского на публичном обсуждении вопросов правоприменительной практики ФТС России по итогам IV квартала 2018 года, 19 декабря 2018 г.

Григорий Анатольевич Боярский:

Уважаемый Руслан Валентинович, уважаемые участники публичного обсуждения. Практически полный переход на цифровые технологии организации таможенного администрирования потребовал изменений структуры таможенных органов и концентрации декларирования товаров в специализированных таможенных органах, работающих только с электронными документами. В соответствии с одобренными Президентом и Правительством Российской Федерации планами в настоящее время проводится работа по созданию 9 электронных таможен и 16 Центров электронного декларирования (ЦЭД), которые к 2020 году должны стать основными местами оформления товаров. 

В соответствии с «дорожной» картой по реформированию таможенных органов создание единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования проводятся поэтапно. В 2018 году созданы электронные таможни в Приволжском, Уральском, Северо-Кавказском таможенных управлениях. Создан и начал функционировать Новороссийский Центр электронного декларирования. Также в рамках создания единой сети электронных таможен проведена работа по концентрации декларирования товаров в центрах электронного декларирования Калининградской областной и Владивостокской таможен. 24 октября начал функционировать Приволжский центр электронного декларирования Приволжской электронной таможни, а с 25 октября Уральский и Северо-Кавказский центры электронного декларирования в составе соответствующих электронных таможен. Таким образом в структуре таможенных органов появился принципиально новый таможенный орган – это электронная таможня, основной задачей которой является обеспечение процесса декларирования товаров исключительно в электронной форме. Итоги первых двух месяцев работы электронных таможен приведены (по состоянию на 16.12.2018) в таблице.

Количество ДТ Выпущено ДТ, из них: автома­тически зарегист­рировано автома­тически выпущено
Приволжская электронная таможня 48 876 31 447 11 993
Уральская электронная таможня 25 774 12 095 3 459
Северо-Кавказская электронная таможня 8 518 5 409 444
Калинин­градский ЦЭД 34 073 10 836 637
Владивос­токский ЦЭД 54 959 18 299 1 300
Новорос­сийский ЦЭД 18 119 6 220 499

Как видно, в настоящее время в центрах электронного декларирования электронных таможен сконцентрировано оформление большинства деклараций соответствующего регионального таможенного управления. В первую очередь это декларации, поданные в соответствии с таможенными процедурами экспорта и выпуска для внутреннего потребления. При этом наблюдается положительная тенденция по увеличению доли деклараций, оформляемых в электронной таможне. По декабрю месяцу эти значения еще более подросли и по Уральскому перешли уже где-то за 85%. 

Если смотреть на ежедневный объем оформления, то он составляет от 400 деклараций в Северо-Кавказском центре электронного декларирования до 1500 деклараций в Приволжском. При этом проведенный мониторинг свидетельствует, что после создания Приволжского, Уральского и Северо-Кавказского ЦЭДов, приблизительно на 10% сократились средние сроки выпуска товаров в соответствующих РТУ. Т.е. проводился анализ двух месяцев до начала функционирования электронных таможен и двух месяцев их функционирования. В настоящее время электронные таможни функционируют в штатном режиме. В момент создания электронных таможен была проведена достаточно серьезная работа по повышению уровня работоспособности информационных систем и за все время функционирования электронных таможен не фиксировались критические сбои, которые привели бы к невозможности их функционирования. 

Одновременно продолжена работа по концентрации декларирования товаров в ЦЭДах таможен, совмещающих в себе функций электронных таможен и таможен фактического контроля. В этом году в рамках создания единой сети электронных таможен полная концентрация декларирования началась с 15 сентября 2018 г. на Владивостокском ЦЭДе в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом через порты Дальневосточного федерального округа. А с 1 октября на Калининградском ЦЭДе в отношении товаров, ввозимых и вывозимых из Калининградской области. 20 сентября был создан и начал функционировать центр электронного декларирования в Новороссийской таможне, на котором в настоящий момент сконцентрировано оформление декларационного массива Новороссийской таможни, а в перспективе будет сконцентрировано оформление товаров, перемещаемых морским транспортом через порты Южного федерального округа. Все созданные в рамках единой сети электронных таможен ЦЭДы располагаются на площадях, находящихся в государственной собственности. 

Отмечу, что в этом году на всех Центрах электронного декларирования оформлено более 32% всех поданных деклараций. К 2020 году 95% всех деклараций будут оформляться в ЦЭДах. Несмотря на концентрацию декларирования товаров в Центрах электронного декларирования, определенный объем будет сохранен за таможенными постами фактического контроля. В первую очередь это связано с декларированием отдельных категорий товаров, применением бумажной формы декларирования или особенностью контроля в отношении отдельных таможенных процедур, таких как отказ в пользу государства, уничтожение и ряда других. Вместе с тем основное направление деятельности таможенных органов фактического контроля связанно с проведением фактического контроля в отношении товаров и транспортных средств, т.е. проведение тех операций, которые требуют непосредственного контакта с товаром, с транспортными средствами или работы с документами на бумажных носителях. Распределение функционала между электронными таможнями и таможнями фактического контроля нашло свое отражение в типовых положениях о таможенных органах, утвержденных приказом Федеральной таможенной служба, который зарегистрирован Министерством юстиции. 

Создание единой сети Центров электронного декларирования не потребовали концептуальных изменений принципов их работы. Взаимодействие ЦЭДов и таможенных постов фактического контроля по-прежнему строится на применении технологии удаленного выпуска. Вместе с тем, исходя из специфики функционирования ЦЭДов и объемов оформления на них, проводится работа по усовершенствованию отдельных аспектов их функционирования. В первую очередь такие изменения направлены на максимальную автоматизацию совершения всех таможенных операций и дельнейшее развитие технологий авторегистрации и автовыпуска товаров. На сегодняшний день в автоматическом режиме уже зарегистрировано около 1, 8 млн деклараций, что составляет без малого 40% от всех поданных деклараций. Более 300 тыс. деклараций выпущено без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов.

Другим направлением проводимой работы является исключение необходимости присутствия участника ВЭД в Центре электронного декларирования, в том числе за счет обеспечения возможности представления документов на бумажном носителе в таможенный орган, отличный от места декларирования. В настоящее время таким таможенным органом является, как правило, место фактического нахождения товаров, т.е. то место, куда поступают документы одновременно с грузом.

Вместе с тем, на прошедшем с участием представителей бизнеса, 7 декабря заседании постоянной комиссии по вопросам совершенствования таможенного администрирования, было принято решение о продолжении работы по данному вопросу и, в том числе, путем рассмотрения возможности представления документов, в первую очередь, касающееся сертификатов происхождения товаров на бумажном носителе в иные таможенные органы. По мере создания электронных таможен и концентрации декларирования товаров в ЦЭДах, будут поэтапно внедряться принципиально новые технологии выбора места декларирования товаров – технология автоматической диспетчеризации декларации, предусматривающая автоматический выбор таможенного органа декларирования информационной системы. При разработке технологии автоматического выбора центров электронного декларирования, в первую очередь, учитывается компетенция таможенного органа по виду товара или транспорта, место налогового учета декларанта, место нахождения товаров, время работы конкретного центра электронного декларирования, наличие нештатных ситуаций в конкретном таможенном органе и целый ряд других факторов.

Кроме того, при поступлении деклараций в информационную систему планируется реализовать ее автоматическую проверку с направлением декларанту рекомендаций по устранению выявленных ошибок, что сократит случаи исправления деклараций непосредственно в ходе ее оформления. Непосредственно должностному лицу Центра электронного декларирования или таможенного поста фактического контроля, декларация будет поступать только в случае, когда принятие решения о ее выпуске требуется участие должностного лица. В большинстве случаев это связано с принятием решений в рамках системы управления рисками. Напомню, что в соответствии с Комплексной программой развития ФТС России к 2020 году не менее 80% деклараций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, должны выпускаться автоматически.

Необходимо отметить также, что технология автоматической диспетчеризации предусматривает не только распределение поданных деклараций между центрами электронного декларирования, но и внутри самого центра электронного декларирования конкретному должностному лицу. Т.е. должностное лицо уже не будет никаким образом влиять на то, какую ему декларацию взять в обработку.

Для реализации указанных задач и с учетом первых итогов функционирования электронных таможен, также проводится работа по изменению базовых приказов, регламентирующих порядок регистрации деклараций, совершение таможенных операций в электронной форме, применение технологии удаленного выпуска, автоматической регистрации и автовыпуска товаров, которые планируется издать уже в 2019 году.

Еще необходимо отметить, что в 2018 году также уже проводятся мероприятия по реализации следующего этапа по реформированию таможенных органов. Изданные приказы о создании и начале функционирования с 29 января 2019 г. Московского областного ЦЭДа, на котором поэтапно будет сконцентрировано декларирование товаров в Московской области. С 14 февраля 2019 г. начинает функционировать акцизный специализированный центр электронного декларирования с поэтапной концентрацией на нем декларирования подакцизных и других определенных видов товаров. Также в следующем году будут созданы Сибирская электронная таможня, Авиационный и Центральный энергетический центры электронного декларирования.

После перемещения Балтийского центра электронного декларирования на государственные площади планируется провести работу по концентрации на нем декларирования товаров, перемещаемых через Большой порт Санкт-Петербурга и другие порты Северо-Западного федерального округа.

Отмечу, что в своем выступлении я постарался затронуть те вопросы, которые поступили в рамках подготовки к проведению данного публичного обсуждения. На отдельные вопросы, касающиеся частных случаев, в том числе оформления товаров в Балтийской таможне, ответы будут размещены на сайте ФТС России.
Спасибо за внимание, доклад закончил.

Давыдов Руслан Валентинович, первый заместитель руководителя ФТС России: 

Спасибо, Григорий Анатольевич. Я считаю, что исчерпывающий такой доклад. Хочу сказать, что к середине следующего года, т.е. к 1 июля 2019 года концентрация декларирования в центрах электронного декларирования превысит 50%. Это я думаю с запасом. Если сегодня 32%, то будет за 50% совершенно точно.

По поводу Балтийского ЦЭДа, я вижу здесь представителей Санкт-Петербурга, Северо-Запада, я могу сказать, что помещение подобрано, это государственные площади на Двинской улице, в районе порта. Я думаю, что в течение ближайшего полугодия мы там проведем, как я и говорил, необходимые реконструкцию, ремонтные работы, наладку линий связи программных средств, и там в полном объеме заработает Балтийский ЦЭД. Поэтому, коллеги, не волнуйтесь, будет лучше, чем было, это точно совершенно. Как показывает наша практика, Григорий Анатольевич сказал, на 10% повысилась производительность труда. Безусловно, если у нас есть таможенные органы сегодня, где 3 декларации на человека, а есть. Где 23. Понятно, что где-то люди простаивают, а где-то люди перегружены. Поэтому равномерность нагрузки, правомерность принятия решений, единообразие подходов – это все мы с очень большой очевидностью наблюдаем на тех объектах, которые уже внедрены.

Григорий Анатольевич, тем не менее, поскольку письменных вопросов нет, два вопроса из зала ответим, но два. Кто первый, того и тапки. Представляйтесь, пожалуйста, чтобы мы могли понимать, от кого идет вопрос.

Пучкова Лариса, руководитель таможенного отдела компании «Nawinia»:

У меня вопрос такой, связан с временем работы ЦЭДов. ЦЭДы предполагаются, что работают по 12 часов 7 дней в неделю, а таможни фактического контроля зачастую работаю 5 дней в неделю. Как в этом случае поступать участникам ВЭД? Ждать? Декларация, допустим, подана в пятницу, а выпуск мы можем ждать, ну в лучшем случае в понедельник. Это достаточно распространенный вопрос.

Давыдов Руслан Валентинович:

Вопрос понятен. Григорий Анатольевич, пожалуйста.

Боярский Григорий Анатольевич:

Спасибо за вопрос. В первую очередь, при создании единой сети электронных таможен, также проводится работа по синхронизации времени работы таможенных постов фактического контроля с временем работы ЦЭДов. Но здесь необходимо все-таки оценивать объемы товаров, поступающих непосредственно на пост фактического контроля. Дело в том, что из-за, например, одной машины, есть такие примеры в том же самом Уральском федеральном округе, выводить таможенный пост на работу нецелесообразно. Здесь, в первую очередь, конечно, должна исходить от вас инициатива, потому что в соответствии с Кодексом, таможенные органы учитывают и время работы предприятий. В принципе, при наличии таких обращений, соответствующая таможня может установить время работы таможенного поста фактического контроля, исходя из пожеланий участников ВЭД.

Давыдов Руслан Валентинович:

Спасибо. Ну давайте я дополню. На самом деле вопрос поставлен правомерно. Посты фактического контроля, мы это не только заявляем, мы это и осуществляем, они размещаются в местах естественного движения товаров, т.е. там, где осуществляются логистические цепочки, перевалочные операции и т.д. Совершенно справедливо, что участники ВЭД говорят о том, что надо синхронизировать работу электронных таможен и постов фактического контроля, иначе смысл 7х12 теряется. Кстати говоря, не спросили про круглосутку. Могу сказать, что мы и это предусматриваем, но в значительно меньшем объеме. Например, в Авиационном ЦЭДе, мы смотрели сейчас как спланировать, там смена ночная где-то порядка 4 человек должна быть. Больше там просто не нужно. Поэтому, там, где это необходимо, в ЦЭДах будет предусмотрена и ночная смена, т.е. круглосуточный режим, но пониженной штатной численности. Я предлагаю, Григорий Анатольевич, взять этот вопрос в обработку вместе с региональными таможенными управлениями и, действительно, еще раз посмотреть потребность и логистику и продумать варианты по определению мест доставки, таких, которые могли бы синхронизировать работу свою с центрами электронного декларирования. Конечно, это должно быть все синхронизировано – это главный тезис. Вот такие исключения, когда 1 – 2 декларации, надо просто на региональном уровне смотреть конкретные случаи и искать и предлагать варианты решения этой проблемы. Т.е. эту проблему в любом случае надо решать. Давайте договоримся таким образом. Еще вопросы.

Баклаков Петр Анатольевич, АО «Техснабэкспорт»:

Руслан Валентинович, Вы совершенно справедливо заметили, что вопрос унификации, единообразия практики применения, декларирования. Необходимо признать, что существуют различия подходов, предположим, в Балтике, во Владивостоке, в Находке, в Новороссийске. Какие мероприятия планируются для установления вот как раз единообразия декларирования, требований, взаимоотношений, единообразия самого порядка?

Давыдов Руслан Валентинович:

Спасибо, Петр Анатольевич. Очень квалифицированный, правильный вопрос. Нами разработан уже по сути дела и внедряется Стандарт совершения таможенных операций. Пока там в основном временные характеристики закладываются, но мной поставлена задача, чтобы туда ввели и качественные характеристики таможенного контроля. Мы в экспертных группах нашего экспертно-консультативного совета говорили о том, чтобы бизнес дал предложения по насыщению элементами вот этого стандарта проведения таможенного контроля, стандарта совершения таможенных операций. Не должно быть никаких отличий в подходах между Балтикой и Владивостоком, Новороссийском и другими таможенными органами, за исключением тех, которые связаны либо со спецификой товара, как мы говорили, там энергетические акцизные, либо со спецификой вида транспорта и теми транспортными документами, которые существуют в силу международных соответствующих соглашений. Хотя у на в Российской Федерации Евразийской комиссией ставится вопрос о создании единого транспортного документа. Я думаю, что это будет не скоро, не испытываю здесь больших иллюзий, потому что это международные конвенции. В Конвенции по МДП там пытаемся внести изменения уже лет 5. Это такая тяжелая работа с отдаленными перспективами. Поэтому через Стандарт такая работа ведется и давайте тогда в решение наше сегодняшнее запишем: бизнесу дать предложения по развитию Стандарта совершения таможенных операций с точки зрения оценки качества совершения этих операций. Спасибо.
 

Важные новости

  • Просмотры 675
  • Комментарии 2
  • Новость полезна? 0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
10:39 21.12.2018
Не надо врать!!! Сроки выпуска, а также сроки прохождения других процедур УВЕЛИЧИЛИСЬ В РАЗЫ. Взаимодействие между сотрудниками и структурными подразделениями не налажено. С открытием электронных таможен стало намного хуже.
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Добавить
13:32 24.12.2018
Сроки выпуска в ЦЭДе увеличились. Запросы документов, особенно картинок, значительно возросли. Электронное декларирование стало фикцией, поскольку просят сканы всего подряд. Согласен, стало дольше и хуже. Вся надежда только на увеличение доли автовыпуска.
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Добавить
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!

Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.