Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

Нормативные аспекты таможенного контроля после выпуска товаров и практические особенности его проведения

Михаил Александрович Пономарев, заместитель начальника Уральского таможенного управления – начальник службы
г.

Доклад М. А. Пономарева на заседании консультативного совета по взаимодействию с участниками ВЭД при Уральском таможенном управлении, декабрь 2019.

Стратегией развития таможенной службы до 2020 года по направлению таможенного контроля после выпуска товаров определены следующие цели: 

  1. создание условий, при которых деятельность по незаконному перемещению товаров через таможенную границу Союза и их дальнейшему обращению на территории Российской Федерации станет экономически нецелесообразной;
  2. создание системы непрерывного контроля (от подачи предварительной информации и декларации на товары до таможенного контроля после выпуска товаров) в целях сокращения времени осуществления таможенных операций, и как следствие, формирование благоприятных условий для развития внешней торговли.

Вы все знаете, что товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю. В условиях выборочности таможенного контроля на этапе декларирования, обусловленного функционированием системы управления рисками, данный контроль не является исчерпывающей мерой, проводимой таможенными органами. Так, стратегия развития таможенных органов предполагает практическое смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска, который может проводиться в течение 3 лет. Проводится контроль после выпуска в соответствующих формах и мерах, их обеспечивающих. Наиболее эффективными для таможенных органов, при этом, наиболее тяжелыми для проверяемых лиц являются таможенные проверки, однако, их доля в общем количестве всего 26% (или 95 проверок). Основную долю занимают таможенный осмотр помещений и территорий и получение объяснений. Их доля в текущем году составляет 62% (227 форм или 149 и 78 соответственно).

В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности таможенными органами пересматриваются подходы к организации и проведению таможенных проверок. Текущая деятельность ориентирована на повышение результативности и эффективности (путем снижения количества низкобюджетных и нерезультативных проверок), концентрации проверочной деятельности действительно на высокорисковых направлениях. В целом результативность проверок составляет 95% (2017 год – 88%).  По сравнению с АППГ на треть снизилось количество проведенных проверок (на 14% проведенные лица), что свидетельствует о снижении административной нагрузки на бизнес. Доля проверенных лиц (в рамках проверок) от общего количества участников ВЭД (3,7 тыс.) составляет всего 2,5%. Эффективность таможенных проверок характеризуется положительной динамикой результатов по фискальной составляющей на 16%, в текущем году доначислено более 1 млрд. рублей.

Справочно: Всего за 10 месяцев 2019 года таможенными органами Управления проведено 95 таможенных проверок (365 форм ТК), по результатам которых доначислено таможенных платежей, пеней и штрафов на сумму более 1072,2 млн руб., что в 1,2 раза превышает значения 2018 года (10 мес. 2018 г. – 915,81 млн руб.). Доначисления в среднем на одну проверку увеличились в 1,6 раз и составили 10,88 млн руб. (10 мес. 2018 г. – 6,62  млн руб.).

Практика деятельности показывает, что основными высокорисковыми направлениями для постконтроля являются правильность классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и достоверность заявленной таможенной стоимости. Кроме того, и остальные направления не остаются без внимания. С учетом значительных объемов актуальным является контроль льгот/преференций, сниженных ставок НДС, вычетов из таможенной стоимости. При этом, в условиях «санкционных» ограничений по защите внутреннего рынка дополнительную актуальность приобретает вопрос контроля достоверности заявления страны происхождения товаров. Могу сказать, что мы уже провели и проводим ряд проверок по этому направлению.

Справочно: Постановление Правительства от 6 июля 2018 г. № 788 »Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых
являются Соединенные Штаты Америки".

  • Контроль достоверности заявленных сведений, повлиявших на принятие решения о применении ставки НДС в размере 10% при ввозе медицинских изделий.
  • Контроль правомерности заявленных вычетов из структуры таможенной стоимости,  в части заявления расходов по перевозке (транспортировке) товаров.
  • Контроль достоверности заявленных сведений о стране происхождения товаров.

Хотел бы, пользуясь случаем, акцентировать Ваше внимание, что ТК ЕАЭС и Федеральным законом 289 определена обязанность декларанта по документальному подтверждению сведений, заявленных в таможенных  декларациях, в том числе, после выпуска товаров (ст. 320 ТК ЕАЭС срок хранения 5 лет). Если таких документов не представлено, то таможенные органы имеют право исчислить пошлины, налоги, исходя из наибольших ставок (по коду 4 знака, по стране – неподтвержденный статус)

Справочно

  • при ввозе медицинских изделий – доказать применимость регистрационного удостоверения на ввозимые иностранные медицинские изделия;
  • при заявлении вычетов из структуры таможенной стоимости расходов на перевозку (транспортировку) товаров по таможенной территории Союза необходимо представление документов, подтверждающих заявленные вычеты (банковские и бухгалтерские документы, счет-фактуры (инвойсы) за перевозку, договоры по перевозке);
  • при подтверждении сведений о стране происхождения товаров - представление деклараций о происхождении, а также сертификатов происхождения товаров. При этом, происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно – тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров.

Отдельно остановлюсь на практике контроля лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Основную долю проверочных мероприятий занимают так называемые «легкие» формы и меры контроля.

Все выездные проверки по УЭО обусловлены проверкой соблюдения лицами условий включения в реестр УЭО – по обращениям лиц (Плановые выездные таможенные проверки в отношении одного и того же проверяемого лица проводятся таможенными органами не чаще 1 раза в год. Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами не чаще 1 раза в 3 года.).

В результате контроля выявлены отдельные нарушения условий для включения в реестр УЭО и по предоставлению отчетности. 

Справочно: За 9 месяцев 2019 года подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров Уральского таможенного управления проведено

  • 21 проверочное мероприятие по вопросу проверки соблюдения лицами условий, включения в реестр уполномоченных экономических операторов (в том числе 15 – таможенных осмотров помещений и территорий, 2 – получение объяснений, завершено 4 выездные таможенные проверки). 
    Назначено 6 выездных таможенных проверок (ООО «Пилат», ПАО «Челябинский трубопрокатный завод», АО «ПГ Метран», АО «Югорский лесопромышленный холдинг», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Надеждинский металлургический завод»).
    По 2 выездным таможенным проверкам (АО «Югорский лесопромышленный холдинг», ОАО «Сургутнефтегаз»), условия включения в реестр УЭО соблюдены
    По одной выездной таможенной проверке (ООО «Пилат»), выявлены факты несоблюдения условий для включения в реестр УЭО.
    По результатам проведенного таможенного контроля, по выездной таможенной проверке (в отношении ПАО «Надеждинский металлургический завод») возбуждено 7 дел об административных правонарушениях (ст. 16.15 КоАП России - 6 дел, ст. 19.7. КоАП России – 1 дело).
  • 22 проверочных мероприятия (1 - получение объяснений, 3 - таможенное наблюдение, 4 - таможенный осмотр помещений и территорий, 14-таможенный досмотр)  по вопросам контроля заявления кода  ТН ВЭД ЕАЭС и помещение товаров под таможенную процедуру в отношении владельца склада временного хранения (ПАО «Аэропорт Кольцово», АО «ТОМИНСКИЙ ГОК»). По результатам таможенной проверки в отношении ПАО «Аэропорт Кольцово» изъято из оборота более 10 тыс. незаконно перемещенных товаров.

Таможенным кодексом Союза определен перечень проверяемых лиц, в отношении которых может проводиться таможенная проверка (ст. 331 ТК ЕАЭС):

  1. декларант;
  2. перевозчик;
  3. лицо, осуществляющее временное хранение товаров в местах, не являющихся складом временного хранения;
  4. лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела;
  5. лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска;
  6. уполномоченный экономический оператор;
  7. лицо, напрямую или косвенно участвовавшее в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру;
  8. лицо, в отношении которого имеется информация, свидетельствующая о том, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары в нарушение международных актов и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов, в том числе товары, незаконно перемещенные через таможенную границу Союза.

Обращаю внимание, что проверяемыми лицами могут быть не только декларант, перевозчик, владелец СВХ и т.д., но и лица, участвовавшие в сделках с товарами, которые помещены под таможенную процедуру, лица у которых находятся (находились) товары, ввезенные с нарушениями (при наличии информации о том, что товары были ввезены и (или) находятся на таможенной территории Союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования). 

В целях минимизации возможных негативных последствий, связанных с владением незаконно ввезенными товарами, предпринимателям необходимо проявлять должную осмотрительность при приобретении иностранных товаров (графа 11 в счет-фактуре номер ДТ).

Кроме того, имеется возможность получения от таможенных органов информации о выпуске товара иностранного производства.

В соответствии со статьей 305 Федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации (от 03.08.2018 №289-ФЗ) конкретные лица имеют право на доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске товаров. Таможенные органы предоставляют такую информацию бесплатно.

Обращение лиц должно содержать сведения о регистрационном номере декларации на товары и наименовании страны происхождения товара, указанные в декларации на товары, о количестве товара в килограммах (вес брутто и (или) вес нетто) и (или) в других единицах измерения, а также о порядковом номере товара в декларации на товары.

Справочно: Указанные лица могут получать информацию о выпуске товаров на основании обращения, направленного в таможенный орган в письменной форме, либо с использованием официального сайта Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В настоящее время это могут сделать участники внешнеэкономической деятельности и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела – у них есть цифровая подпись).

Таможенный орган предоставляет заявителю информацию о выпуске товаров в виде документа на бумажном носителе в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления письменного обращения заявителя. В случае направления обращения заявителем в виде электронного документа таможенный орган предоставляет информацию о выпуске товаров с использованием сети «Интернет» не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации информационной системой таможенного органа такого обращения.

Информация о выпуске товаров должна содержать сведения о наименованиях товаров, статусе товаров в части их выпуска, производителях (при наличии сведений о них), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах товара, а также о соответствии сведений о количестве товара в килограммах (вес брутто и (или) вес нетто) и (или) в других единицах измерения, содержащихся в обращении лиц, сведениям, указанным в декларации на товары.

В завершении своего доклада остановлюсь на относительно новом направлении функционирования таможенных органов.

В целях пресечения незаконной деятельности, связанной с высоким риском ввоза товаров отдельных категорий в Российскую Федерацию из Республики Казахстан, в таможнях Управления созданы дополнительные подразделения по контролю за ввозом и оборотом товаров – так называемые мобильные группы, которые функционируют в Челябинской, Курганской и Тюменской областях (2 – в регионе деятельности Челябинской и 3 – Тюменской таможнях).

Напомню, что Федеральным законом о Таможенном регулировании таможенные органы наделены правом самостоятельной остановки грузовых транспортных средств массой более 3,5 тонн вне зон таможенного контроля на территориях данных 3-х субъектов в целях проверки соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации путем проверки товаров и документов на них.

Деятельность мобильных групп организована в межведомственном взаимодействии со всеми заинтересованными органами: Пограничной службой, Полицией, Ространснадзором, Россельхознадзором и Роспотребнадзором, а также с органами лесного надзора в части вывоза леса.

Справочно: Относительно АППГ количество транспортных средств, по которым выявлены нарушения по различным направлениям увеличилось на 28% (за 10 месяцев 2019 – 431, за 10 месяцев 2018 - 338). Весовой объем товаров с нарушениями увеличился на 13% (за 10 месяцев 2019 – 4706 тонн, за 10 месяцев 2018 -  4164 тонны).

Как следствие, удвоилось количество возбужденных административных дел (за 10 месяцев 2019 – 166, за 10 месяцев 2018 – 84), количество уголовных дел увеличилось в 6 раз (за 10 месяцев 2019 – 30, за 10 месяцев 2018 – 5).

Мы выделяем следующие основные категории товаров с нарушениями:

  • товары-изъятия, то есть товары, на которые в Казахстане установлены более низкие ставки пошлин более 1.6 тысяч тонн (на 33% меньше, чем за 10 месяцев 2018 (2,4 тыс. тонн), по количеству транспортных средств снижение на 16% (180 транспортных средств с товарами изъятия за 10 месяцев 2018, 152 – за 10 месяцев 2019);
  • «санкционные» товары – более 104 тонн (на 12 % больше, чем за 10 месяцев 2018 года) (93 тонны);
  • контрафактная продукция более 338 тысяч единиц, ущерб правообладателей оценен в 685 млн. руб., что более, чем в 2 раза превышает результаты за 10 месяцев 2018 (153 тысячи единиц, ущерб правообладателей - 311 млн. рублей);
  • продукция с несоблюдением требований по обязательной маркировке акцизными марками: табачных изделий более 366 тыс. пачек, что вдвое превышает показатели за 10 месяцев 2018  (более 184 тыс. пачек).

Выявлено 5730 бутылок «подакцизной» алкогольной продукции (АППГ 2018 г. не выявлялось), 366937 пачек сигарет, что вдвое превышает показатели прошлого года (АППГ 2018 г. 184494 пачек). 

С учетом происходящих структурных преобразований в таможенных органах и создания электронных таможен, развития системы управления рисками и автоматического выпуска товаров, продолжится дальнейшее смещение акцентов контроля на этап после выпуска товаров.

Необходимо учитывать это в своей деятельности и понимать, что таможенный контроль выпуском ДТ не завершается, а с учетом планируемой доли автовыпуска в 2020 году – 80% (в 2019 – 50/60 ИМ/ЭК), наверное, только начинается.

Презентация М. А. Пономарева


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 13223
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha