Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
Мнение эксперта

Подача жалобы в таможенный орган как способ досудебной защиты прав участников ВЭД: порядок и сроки обжалования

Наталья Николаевна Вихлянцева, заместитель начальника правовой службы – начальник правового отдела Уральского таможенного управления
г.

Доклад Н. Н. Вихлянцевой на вебинаре, проводимом Уральским таможенным управлением.

С сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании). Главой 51 этого закона установлен новый  порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения, действия, бездействие таможенных органов  и их должностных лиц, на котором мы остановимся более подробно.

Статьей 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена Союза. 

В Российской Федерации порядок рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, как было указано выше, регламентирован главой 51 Закона о таможенном регулировании.

Положениями статьи 286 Закона о таможенном регулировании установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет порядок действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб. В этой связи внутренняя технология взаимодействия таможенных органов и их функциональных подразделений будет определена в приказе Минфина России.

Существующий на сегодняшний день порядок обжалования отличается от порядка ведомственного обжалования, который ранее был предусмотрен главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Однако, он, как и прежде, имеет  ряд преимуществ по сравнению с судебным порядком обжалования решений и действий таможенных органов.

Ведомственное обжалование дает возможность восстановить нарушенные права, избежав финансовых издержек, таких как оплата услуг адвокатов, оплата государственной пошлины и  командировочных расходов. Это более быстрое разрешение вопросов в сфере таможенного регулирования, поскольку таможенные органы  рассматривают жалобы в течение одного месяца и решение по жалобе вступает в законную силу немедленно.

Решение по жалобе является обязательным для таможенного органа, решение, действие, бездействие которого обжаловалось. Обычно бывает достаточно одного решения по жалобе, чтобы изменить позицию таможенного поста или таможни.

Ведомственное обжалование - это способ формирования правоприменительной практики. Рассматривая жалобы, таможенные органы выявляют правовые пробелы, различное толкование и применение законодательства, что является поводом для проведения работы, направленной на устранение таких пробелов, разночтений и коллизии и, как следствие, способствует совершенствованию законодательства о таможенном регулировании.

Обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц могут:

  • физические лица (как российские так и  иностранные), индивидуальные предприниматели, которые вправе подать жалобу лично либо через своего представителя;
  • юридические лица. Указанные лица могут подать жалобу через свои органы, действующие на основании закона или устава, либо через представителей. 

Так, согласно положениям Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» от имени общества без доверенности может действовать единоличный исполнительный орган: директор, генеральный директор, президент и др.

Если жалоба подписана вышеуказанными лицами, то при ее подаче предоставление документов, подтверждающих их полномочия, как это было установлено ранее, не требуется. Однако, в жалобе в обязательном порядке должен быть указан ИНН организации. В остальных случаях, если жалоба подписана представителем организации,  наряду с указанием в жалобе ИНН, к ней должна быть приложена доверенность, в которой закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов. Документ представляется в виде оригинала или копии, заверенной надлежащим образом – нотариально или самим юридическим лицом. Надлежащим образом оформленная доверенность также должна быть приложена и к жалобе индивидуального предпринимателя или физического лица, в случае если жалоба подается представителем в его интересах.

Жалоба на решение, действие, бездействие таможенного органа может быть подана либо в суд, либо в таможенный орган. А именно:

  • жалоба на решение, действие, бездействие таможенного поста подается  в таможню, которой подчиняется пост;
  • жалоба на решение, действие, бездействие таможни подается в региональное таможенное управление через таможню, решение, действие (бездействие) которой обжалуется;
  • жалоба на решение, действие, бездействие регионального  таможенного управления подается в ФТС России через региональное таможенное управление; 
  • жалоба на решение, действие, бездействие ФТС России подается в суд.

Таможня либо региональное таможенное управление перенаправляют жалобу с заключением и документами, необходимыми для принятия решения по жалобе, в течение 5 рабочих дней в вышестоящий таможенный орган, который уполномочен принимать решение по жалобе.

Следует иметь в виду, что дать правовую оценку и отменить незаконное решение, действие (бездействие) может только вышестоящий таможенный орган или суд. 

Вместе с тем, некоторые участники ВЭД за защитой нарушенных прав обращаются к Президенту Российской Федерации, в прокуратуру, уполномоченному по правам предпринимателей, которые в свою очередь, не имея полномочий для отмены решений таможенных органов, перенаправляют жалобы  в таможенные органы. Соответственно, время для восстановления нарушенных прав не сокращается, а наоборот, увеличивается. 

Жалоба на решение, действие, бездействие таможенного органа может быть подана в течение трех месяцев:

  • со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
  • со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия, установленных законодательством.

В случае, если трехмесячный срок для обжалования пропущен заявитель вправе представить в письменной форме ходатайство о восстановлении срока обжалования. Такое ходатайство можно изложить в тексте жалобы, либо приложить к жалобе в виде отдельного документа, в котором указать уважительные причины пропуска срока. Вместе с ходатайством необходимо  предоставить документы, подтверждающие причины пропуска срока для обжалования.

Восстановление пропущенного срока для обжалования выражается в фактическом принятии таможенным органом жалобы к рассмотрению.

В жалобе на решение, действие таможенного органа необходимо указать:

  • наименование таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при его наличии), место жительства физического лица или наименование юридического лица, подающих жалобу, идентификационный номер налогоплательщика, его место нахождения;
  • существо обжалуемого решения, действия, бездействия  (номер, дату решения, дату совершения действия, в чем оно выражается, 
  • в чем выражается бездействие, а именно, в какой срок по законодательству таможенным органом должны были быть приняты решения или совершены действия, но приняты или совершены не были);
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.

Главное, это определить предмет жалобы и указать, что именно должен сделать таможенный орган: отменить решение, принять новое решение, совершить определенное действие для того, чтобы восстановить нарушенные права. В жалобе, направляемой в таможенный орган, необходимо указать причины, по которым обжалуемое решение является неправомерным. Правовое обоснование жалобы позволит сформулировать позицию по предмету жалобы или, наоборот, позволит понять, что в ваших суждениях есть ошибка и таможенный орган действует законно. 

В ходе проведения таможенного контроля товаров (как до так и после  выпуска товаров) при выявлении признаков недостоверного заявления таможенной стоимости или неверной классификации таможенные органы, как правило, до принятия соответствующего решения направляют декларанту  запрос о представлении документов и сведений, в том числе, письменных пояснений декларанта. В данном запросе указываются причины, по которым, по мнению таможенного органа, ранее представленные декларантом документы и сведения, не позволяют принять решение о подтверждении  заявленной таможенной стоимости или заявленного декларантом классификационного кода товара.

Таким образом, в целях исключения случаев недопонимания и возникновения конфликтных ситуаций участники ВЭД должны представить по запросу таможенного органа все необходимые документы и сведения, подтверждающие заявленную таможенную стоимость или классификационный код товара.

После того как жалоба написана, она должна быть подписана заявителем или его представителем собственноручно и направлена в таможенный орган по почте либо нарочно. В случае, если жалоба подписана представителем к жалобе в обязательном порядке должна быть приложена надлежащим образом оформленная доверенность. По усмотрению заявителя к жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие обстоятельства и доводы, изложенные в ней. 

Необходимо обратить внимание, что положения статьи 290 Закона о таможенном регулировании предусматривают возможность подачи жалобы в  электронном виде, однако, применение данных положений, согласно пункту 11 статьи 398 Закона,  предусмотрено только с 01.01.2022. В связи с чем, в настоящее время подача жалобы в электронном виде является основанием для принятия таможенным органом решения об отказе в её рассмотрении по существу. 

Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения таможенного органа, за исключением случая, установленного частью 2 статьи 292 Закона о таможенном регулировании. Так, по письменному ходатайству заявителя обжалуемое решение, направленное на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием, может быть приостановлено при условии предоcтавления  денежного залога или банковской гарантии на сумму взыскания.

К ходатайству о приостановлении исполнения обжалуемого решения необходимо приложить банковскую гарантию в виде документа на бумажном носителе либо указать в ходатайстве сведения о банковской гарантии в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, а в случае внесения денежного залога подать заявление о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога.

Если заявителем является лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела, либо уполномоченный экономический оператор, то по ходатайству указанных лиц в качестве обеспечения приостановления исполнения обжалуемого решения могут использоваться обеспечение исполнение обязанностей  юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного либо уполномоченного экономического оператора.      

Решение вопроса о приостановлении исполнения обжалуемого решения является компетенцией таможенного органа, принявшего обжалуемое решение. Такое решение принимается в течение 7 рабочих дней после получения ходатайства.  

Все основания для отказа в рассмотрении жалобы по существу закреплены в статье 293 Закона о таможенном регулировании. Так, при рассмотрении жалобы таможенный орган отказывает в ее рассмотрении по существу при наличии следующих оснований:

  1. решение таможенного органа по жалобе, принятое этим же таможенным органом или вышестоящим таможенным органом о том же предмете жалобы;
  2. не соблюдены сроки обжалования и заявитель не подал ходатайство о восстановлении срока для обжалования либо таможенным органом такое ходатайство отклонено;
  3. решение, действие (бездействие) таможенного органа и (или) обстоятельства, подлежащие установлению таможенным органом в связи с рассмотрением жалобы, являются предметом рассмотрения суда;
  4. жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты;
  5. отсутствует предмет обжалования (факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился);
  6. несоблюдение заявителем требований к форме и содержанию жалобы;
  7. заявителем не представлены документы, подтверждающие полномочия лица, подавшего жалобу.

В случае отказа в рассмотрении жалобы по существу заявитель вправе повторно обратиться в таможенный орган с жалобой о том же предмете, устранив предварительно те обстоятельства, которые послужили причиной такого отказа.

В случае соблюдения вышеуказанных требований к порядку подачи жалобы жалоба будет принята таможенным органом к рассмотрению по существу. 

По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении требований заявителя полностью или частично и признании неправомерным обжалуемого решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении жалобы и о признании правомерным обжалованного решения, действия (бездействия).

При подаче жалобы через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, срок ее рассмотрения составит месяц со дня поступления жалобы в таможенный орган, уполномоченный ее рассматривать (вышестоящий таможенный орган) и два месяца, если жалоба будет подана непосредственно в вышестоящий таможенный орган.

Указанный срок рассмотрения жалобы может быть продлен начальником таможенного органа или должностным лицом таможенного органа, им уполномоченным, но не более чем на один месяц. О продлении срока рассмотрения жалобы заявитель уведомляется в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения.  

Закон о таможенном регулировании предусматривает право заявителя отозвать жалобу в любой момент до принятия решения по существу жалобы. При этом необходимо учитывать, что отзыв жалобы препятствует повторной подаче в таможенный орган жалобы о том же предмете.

Требования к отзыву жалобы не предусмотрены Законом о таможенном регулировании, однако, логично предположить, что данные требования аналогичны требованиям, предъявляемым законом к форме жалобы, а именно, отзыв должен быть подписан собственноручно лицом, обратившимся с жалобой, и направлен в таможенный орган по почте либо нарочно.

Решение таможенного органа по жалобе может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган и (или) суд. Для Уральского таможенного управления это:

  • Арбитражный суд Свердловской области: 620075, г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д. 4 (для юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей);
  • Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга: 620014, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 2б  либо суд, находящийся по месту жительства заявителя (для физических лиц).

Решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы по существу может быть обжаловано только в суд. По итогам работы 2019 года таможенными органами Уральского таможенного управления удовлетворено 30% от общего количества жалоб, рассмотренных по существу, что позволяет сделать вывод об объективности подхода таможенных органов к разрешению конфликтов и споров и принятию мер по скорейшему восстановлению нарушенных прав и интересов лиц.
 
Положениями Закона о таможенном регулировании предусмотрен еще один механизм взаимодействия между таможенными органами и участниками ВЭД, который также направлен на исключение фактов возникновения конфликтных ситуаций между ними. Это возможность получения информации о причинах принятого таможенным органом решения, совершенного действия (бездействия).   

Право заинтересованных лиц на получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия) закреплено положениями статьи 265 Закона о таможенном регулировании.

Предоставление заинтересованному лицу информации возможно при соблюдении следующих условий:

  • принятое таможенным органом  решение либо совершенное им действие (бездействие) затрагивает права и законные интересы лица;
  • права и законные интересы лица затрагиваются непосредственно, т.е. такое решение или действие (бездействие) должно иметь прямое отношение к заинтересованному лицу;
  • принятое решение либо совершенное действие (бездействие) индивидуально, т.е. носит персонифицированный характер.

Запрос должен быть подан в шестимесячный срок со дня принятия решения, совершения действия, либо истечения срока их принятия, либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии). Исчисление срока подачи запроса со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии), возможно в случаях, когда заинтересованное лицо ранее не знало и не могло либо не обязано было знать о принятом решении или совершенном действии (бездействии).

Запрос о предоставлении необходимой информации может быть подан заинтересованным лицом как в устной форме, так и в письменной. Форму запроса выбирает само заинтересованное лицо.

В целях получения своевременной и оперативной информации заинтересованное лицо может обратиться с устным запросом в таможенный орган, который обязан рассмотреть такой запрос в день его получения. 

В случае, когда заинтересованному лицу на запрос о причинах принятого решения требуется ответ на материальном носителе, например, в целях возможного обжалования этого решения либо совершенного действия (бездействия), заинтересованное лицо вправе обратиться в таможенный орган с письменным запросом. Ответ на письменный запрос должен быть дан в письменном виде в течение десяти дней со дня получения указанного запроса Днем подачи письменного запроса является день его получения таможенным органом. Запрос, поданный по истечении указанных сроков, таможенным органом не рассматривается, а пропущенные сроки не восстанавливаются.

Подача запроса не приостанавливает исполнения решения или действия, в отношении которых подан запрос. Если запрос касается сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, то ответ дается в объеме и порядке, исключающих разглашение таких сведений.

Информация о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия) предоставляется таможенными органами бесплатно.

Важные новости

  • Просмотры 658
  • Комментарии 0
  • Новость полезна? 0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.