Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
Мнение эксперта

ЕЭК отвечает на вопросы: тарифные преференции, возобновление пассажирских перевозок, антидемпинговые меры

Ия Витальевна Малкина, помощник Председателя Коллегии ЕЭК
г.

Помощник Председателя Коллегии ЕЭК Ия Витальевна Малкина в ходе брифинга ответила на вопросы, поступившие от журналистов и подписчиков страниц ЕЭК в соцсетях.

Есть ли какая-то информация о сроках и форматах проведения Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского Межправительственного совета? Какие вопросы планируется на них вынести? (БЕЛТА)

И. В. Малкина: Евразийский Межправсовет по приглашению российской стороны планируется провести очно в Москве 4 декабря.

В повестке Межправсовета – вопросы Стратегии до 2025 года, утверждения перечней изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза, подлежащих устранению в 2021-2022 годах, а также обеспечение функционирования единого рынка услуг в сфере строительства.

Высший Евразийский экономический совет запланирован на конец этого года. В настоящее время сторонами обсуждается предложение белорусской стороны о формате и точной дате его проведения.

 

Планирует ли ЕЭК продлевать антидемпинговые меры в отношении бесшовных труб из Украины в связи с началом повторного расследования? (Интерфакс)

И. В. Малкина: Хотелось бы напомнить, что антидемпинговая пошлина на бесшовные трубы из нержавеющей стали из Украины действует с 26 февраля 2016 года. Срок действия данной меры составляет пять лет.

Вместе с тем по инициативе производителей стран Союза в октябре этого года Департамент защиты внутреннего рынка Комиссии начал повторное расследование, которое должно быть завершено в течение 12 месяцев, т.е. в октябре 2021 года.

С учетом срока истечения действия пошлины, а также сроков проведения расследования Коллегия ЕЭК будет рассматривать вопрос возможного продления действия меры в начале следующего года.

Хочу напомнить, что размер пошлины составляет от 4,32% до 18,96 % от таможенной стоимости в зависимости от компании производителя.

Ссылка на общедоступные материалы по повторному расследованию.

 

Какова позиция ЕЭК по запросу Армении об исключении Турции из системы тарифных преференций? (Интерфакс)

И. В. Малкина:  Хочу напомнить, что система тарифных преференций предусмотрена Договором о ЕАЭС и Положением об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций ЕАЭС.

По мере того, как та или иная страна меняет свое экономическое положение, она подлежит исключению либо дополнительному включению в указанный перечень. Единая система преференций создана для содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран мира.

Пересмотр данного перечня стран-пользователей должен производиться по результатам мониторинга не реже 1 раза в 3 года.

В настоящее время Турция, как и некоторые другие страны, например Сингапур, имеют доход выше среднего, что не соответствует требованиям единой системы. 

Многие журналисты интересуются вопросом возобновления сообщения между странами.

 

Возобновление пассажирских перевозок в ЕАЭС. Какие перспективы на фоне 2-й волны коронавируса? (ТАСС)

В России наблюдается нехватка рабочих рук. В свою очередь мобильность трудящихся ЕАЭС внутри Союза ограничена. Включен ли этот вопрос в повестку предстоящих заседаний? (КТРК)

И. В. Малкина:  Комиссия совместно cо сторонами очень обеспокоена данным вопросом.

Был подготовлен проект Рекомендаций по определению подходов к возобновлению железнодорожного сообщения между государствами-членами ЕАЭС.

Рекомендации учитывают международный опыт, прошли общественное обсуждение на Правовом портале. Мы надеемся, что до конца текущего года Коллегия Комиссии их утвердит, и страны Союза смогут их использовать. 

Планируется, что до конца года Совет Комиссии рассмотрит перечень взаимно признаваемых условий и документов для перемещения граждан внутри Союзе.

В комплексе эти меры, по нашему мнению, будут способствовать возобновлению транспортного сообщения. Вместе с тем любые решения будут приниматься с учетом эпидемиологической ситуации в странах.

 

Форум ЕАЭС в Минске по-прежнему планируется очно или принято решение о проведении его онлайн? (ТАСС)

И. В. Малкина: Хотелось бы отметить, что в соответствии с положением о порядке проведения Евразийского экономического форума, он должен быть приурочен к заседанию Высшего Евразийского экономического совета, а также проведен в том же формате. Учитывая, что окончательного решения по Высшему совету не принято, мы не можем объявить о формате проведения данного форума.

Комиссией ведется активная работа с белорусской стороной, принимающей в этом году как форум, так и заседание ВЕЭС, над основной концепцией проведения форума. Мы очень надеемся, что вне зависимости от сроков и форматов ВЕЭС и форум будут проведены.

 

Есть ли решение по предложению Россельхознадзора о переводе табачного сырья в категорию продукции высокого фитосанитарного риска? (Интерфакс)

И. В. Малкина: Предложение Россельхознадзора в части пересмотра степени фитосанитарного риска подкарантинной продукции «табачное сырье и табачные отходы» было рассмотрено в Комиссии на заседании рабочей группы при Консультативном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

По результатам рассмотрения принято решение о целесообразности подготовки дополнительного научного обоснования, в том числе расчета экономического ущерба.

Рассмотрение предложения будет продолжено после представления Россельхознадзором дополнительных материалов.

 

Есть ли у стран ЕАЭС желание выстроить единую энергетическую систему? Ведь не секрет, что только разница в часовых поясах в энергокольце может дать колоссальную экономическую экономию. (Sputnik Кыргызстан)

И. В. Малкина: Комиссия работает над созданием общего рынка электроэнергии. Его запуск ожидается не позднее 1 января 2025 года. Уже заложены основы и принципы его формирования, функционирования и развития. Для этого в 2019 году главами государств ЕАЭС были подписаны международный договор и соответствующий план мероприятий.

В настоящее время Департамент энергетики Комиссии совместно с экспертами стран ЕАЭС готовит 4 проекта правил функционирования рынка, которые будут регулировать торговлю электроэнергией, ее межгосударственную передачу, распределение пропускной способности линий электропередачи и информационный обмен на рынке.

Эксперты ожидают, что страны получат существенный экономический эффект от работы этого рынка.

Потребители смогут выбирать поставщиков с более выгодными условиями, крупные промышленные предприятия смогут отказаться от строительства собственной генерации, а для эффективных производителей электроэнергии расширяется рынок сбыта. В результате выиграют все.

Если говорить об эффекте за счет разницы часовых поясов, то он достигается в результате создания так называемой централизованной торговли электроэнергией на сутки вперед. Такой способ купли-продажи позволит снизить цены в пиковые часы за счет поставок из стран, где суточный пик электропотребления еще не наступил и стоимость электроэнергии ниже.

И не могу не отметить, что страны Союза с советского времени сохранили электрические связи между своими энергосистемами. Поэтому и сегодня страны еще до окончательного формирования общего рынка электроэнергии оказывают друг другу системные услуги, предоставляют аварийную взаимопомощь и обмениваются поставками электрической энергии.

 

Ранее ФТС анонсировало введение института операторов интернет-торговли – уполномоченных компаний, которые будут от имени и по поручению граждан обеспечивать всю цепочку поставок. Этот вопрос обсуждался на заседании Межправсовета в Ереване? Какое решение было принято? (РИА Новости)

И. В. Малкина: Действительно, предложение о создании оператора интернет-торговли является одним из основных направлений регулирования этого вида внешнеторговой деятельности, которые рассматриваются на площадке Комиссии.

В апреле текущего года Межправсовет дал соответствующее поручение Комиссии подготовить изменения в право Союза в части обеспечения самостоятельного регулирования внешней электронной торговли. Этот вопрос был проработан Комиссией и с учетом предложений сторон на заседании 9 октября Межправсовету было доложено о результатах этой работы.

В частности, Комиссия озвучила следующие подходы:

  • Это выделение товаров, приобретенных в рамках трансграничной электронной торговли, в отдельную категорию;
  • Введение института оператора электронной торговли;
  • Введение «декларации электронной торговли»;
  • Обеспечение возможности реализации физическим лицам товаров трансграничной электронной торговли с использованием таможенных складов;
  • Введение уведомительного порядка в части соблюдения требований техрегламентов Союза;
  • Возможность подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в рамках трансграничной электронной торговли.

Мы исходим из того, что регулирование должно с одной стороны сохранить существующий формат внешней электронной торговли, а с другой стороны – предоставить больший спектр возможностей для бизнеса и непосредственных потребителей.

Со своей стороны Межправсовет одобрил эти предложения. Теперь Комиссия приступила к разработке соответствующих проектов актов. Параллельно правительства государств Союза рассматривают возможность применения таких подходов в формате пилотного проекта, чтобы обеспечить бесшовный переход к применению новых правил.

 

Есть ли уже статистика влияния пандемии на экономику стран ЕАЭС? Есть ли положительные тенденции? (Смартпресс)

И. В. Малкина: Пока мы можем говорить только о предварительных результатах на основе показателей с января по август 2020 года.

В целом по Союзу сократился объем перевозок грузов транспортом. Он составил в этот период 93,5% к периоду прошлого года, или 7,8 млрд тонн. Только Армения не вышла в минус, там перевозки составили 104,5%.

Объем перевозок пассажиров сократился почти вдвое и составил 57,3% к аналогичному периоду 2019 года (13,6 млрд человек). Больше всех пострадала Армения – ее показатель составил в этом году более 40%, меньше всех – Беларусь – 82,7%.

Объем промышленного производства снизился только у двух стран – России (на 4,5%) и Беларуси (на 2,2%). Остальные страны показывают рост в пределах 1%.

Из положительных тенденций можно отметить сохранение роста в области производства сельхозпродукции. В целом по Союзу оно выросло на 4,5%.

Сводные опережающие индикаторы, рассчитанные Комиссией, свидетельствуют о том, что наши экономики прошли локальные минимумы деловой активности. Однако восстановление займет достаточно длительный период на фоне неблагоприятной внешней конъюнктуры и ухудшения эпидемиологической ситуации.

Негативные тенденции в динамике взаимной торговли и торговли с третьими странами также сохраняются.

 

Насколько возможно создание единого рынка газа с 2022 года в ЕАЭС? (Спутник Беларусь)

И. В. Малкина: Действительно, этот вопрос достаточно актуальный. Договором о Союзе предусмотрено поэтапное формирование общего рынка газа. Хотелось бы подчеркнуть – именно общего, а не единого.

Программой формирования общего рынка газа и планом мероприятий предусмотрен срок разработки международного договора о формировании общего рынка газа Союза – 2021 год, с планируемым подписанием в 2022 году.

В соответствии с Договором необходимо обеспечить вступление международного договора о формировании общего рынка газа Союза в силу не позднее 1 января 2025 года. Это является финальной датой.

В настоящее время реализуется первый этап формирования общего рынка газа.

 

Как сообщали СМИ со ссылкой на ЕЭК, с 2021 году планируется снизить цены на звонки в рамках ЕАЭС, а к 2025 году полностью отменить роуминг. Что мешает прийти к соглашению по роумингу и как преодолеть данные препятствия? (Евразия. Эксперт)

И. В. Малкина: Советом Комиссии было поручено подготовить проект плана по формированию условий для внедрения справедливых тарифов в международном роуминге на территории Союза, с учетом пожеланий всех сторон.

На площадке ЕЭК была создана специальная рабочая группа, проанализирован  мировой опыт снижения стоимости услуг связи в роуминге, а также вопросы внедрения справедливых тарифов в  международном роуминге на территории ЕАЭС. Были подготовлены соответствующие доклады.

27 октября этот вопрос рассмотрит Коллегия Комиссии, а затем Совет и Межправсовет.

Если коротко, то Комиссия предлагает обеспечить плавный переход к ценам на услуги связи в роуминге на уровне «домашних» тарифов к началу 2025 года, но по решению государств Союза этот срок может быть сокращен.

Комиссия предлагает на утверждение следующий график поэтапного снижения тарифов:

  • с 1 июля 2021 г. не более 90% платы за такую услугу в домашнем регионе;
  • с 1 января 2022 г. не более 70%;
  • с 1 января 2023 г. не более 40%;
  • с 1 января 2024 г. не более 20%;
  • с 1 января 2025 г. не более 0%.

Теперь что касается ожидаемых опасений и выгод.

Для операторов главное опасение связано с тем, что их выручка может снизиться.

Вместе с тем мы отмечаем, что снижение стоимости услуг связи в роуминге будет постепенным. Во-вторых, мы ожидаем, что оно будет стимулировать рост потребления, компенсирующего потери. К примеру, в Европейском союзе после внедрения правила «Роуминг как дома» объем потребления мобильного интернета вырос почти в 5,5 раза, а объём звонков – почти в 2,5 раза. По мнению Комиссии, внедрение справедливых тарифов будет в целом способствовать развитию интеграции, позволит развивать взаимную торговлю и расширять совместные проекты в различных отраслях экономики.

 

Обсуждается ли сейчас в Комиссии вопрос ограничения использования пальмового масла при производстве пищевой продукции в ЕАЭС? (Спутник)

И. В. Малкина: Этот вопрос не остается без внимания Комиссии, этим вопросом занимается министр по техническому регулированию Виктор Назаренко.

Страны, входящие в Евразийский экономический союз, завозят около 1 млн тонн пальмового масла в год. Это составляет приблизительно 15% от общего объема использования растительных масел. Из этого количества около 90% используется в качестве сырья при производстве пищевой продукции.

Пальмовое масло – обычный растительный продукт. Но при определенных условиях, например, при высоких температурах, образуются глицидиловые эфиры жирных кислот, которые могут оказывать на организм человека канцерогенное и общетоксическое воздействие.

Поэтому Коллегией Комиссии 6 августа 2019 г. были внесены изменения в Единые санитарные требования Союза, которыми определены нормативы содержания глицидиловых эфиров жирных кислот в:

  • растительных маслах;
  • адаптированных молочных смесях и продуктах на основе частично гидролизованных белков;
  • частично адаптированных молочных смесях;
  • специализированных продуктах для лечебного питания детей.

Нормативы были гармонизированы с международными требованиями, в том числе с требованиями Европейского союза.

Принятие Коллегией этого решения было первым шагом по регулированию в Союзе нормативов содержания глицидиловых эфиров жирных кислот. Вместе с тем эти нормативы не могут применяться до вступления в силу соответствующих изменений в технические регламенты Союза.

Поэтому следующий шаг — это введение таких же показателей в техрегламенты, устанавливающие единые обязательные для применения   и исполнения требования безопасности к пищевой продукции и сырью для ее производства.

Коллегия Комиссии обратилась к Российской Федерации как ответственному разработчику большинства технических регламентов по пищевой продукции с просьбой разработать соответствующие изменения.

Учитывая то, что первичным источником глицидиловых эфиров жирных кислот в пищевой продукции являются рафинированные растительные масла, нормы по ограничению допустимого уровня уже включены в проект изменений к техрегламенту на масложировую продукцию.

Кроме того, Комиссия считает целесообразным принять изменения в техрегламенты «О безопасности пищевой продукции» и «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания».

На Правовом портале Союза в настоящее время как раз обсуждаются проекты изменений в эти техрегламенты – ссылку ищите в комментариях.

Хотелось бы обратить внимание еще на одно обстоятельство. Уже сегодня производители, не дожидаясь включения этих нормативов в техрегламенты, могут применять их на добровольной основе, а также использовать для планомерного перевода производственного процесса на работу в новых условиях.

 

На какой стадии вопрос обеспечения медстраховками членов семей трудящихся ЕАЭС? (КТРК)

И. В. Малкина: Ситуация с оказанием медицинской помощи трудящимся ЕАЭС и членам их семей в странах Союза складывается по-разному. Это связано с особенностями, в первую очередь, национального регулирования. К примеру, не везде есть система обязательного медицинского страхования, не везде трудящиеся получают необходимый статус для получения медобслуживания.

Если говорить о Российской Федерации как основной площадке по трудовой миграции, в которой работает наибольшее количество трудящихся ЕАЭС, то здесь система обязательного медицинского страхования существует, но полис ОМС предоставляется только самим трудящимся.

Вопрос о предоставлении медобслуживания членам их семей рассматривается. По информации, которой располагает Комиссия, в настоящее время на экспертном уровне прорабатывается законопроект РФ, который мог бы решить эту проблему. Предлагается разделить граждан на временно пребывающих и долгосрочно находящихся на территории страны. Граждане, которые долгосрочно находятся на территории страны, будут иметь право на оказание медицинской помощи в рамках системы ОМС.

 

Стратегия развития евразийской интеграции уже обсуждалась и на уровне правительств, и на уровне глав государств. Что все-таки тормозит принятие окончательной редакции стратегии? (Беларусь сегодня)

И. В. Малкина: Позвольте выразить несогласие с формулировкой данного вопроса. В настоящее время предложения по доработке Стратегических направлений евразийской интеграции активно дорабатываются. Из 36 позиций, как озвучивалось нами ранее, осталось только 5 пунктов, по которым пока не достигнуто окончательное согласие.

Вместе с тем в настоящее время после обсуждения на прошедшем в Ереване заседании Межправсовета данных вопросов было принято решение, что у Комиссии и государств-членов останется возможность в ближайшее время еще раз пообсуждать те подходы, которые предложены инициаторами того или иного предложения и окончательно их рассмотреть для последующего доклада главам государств в декабре этого года на заседании Межправсовета.

В качестве несогласованных в настоящее время определены подходы к ценообразованию на услуги по транспортировке газа на общем рынке газа Союза, создание Института развития ЕАЭС и ряд других вопросов.

 

Подскажите, пожалуйста, на каком этапе находится вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли с Сербией, подписанное в октябре прошлого года? Известно, что Россия и Беларусь его уже ратифицировали. (Алеся Черневич)

И. В. Малкина: Действительно, на настоящий момент ратификационные процедуры завершены в Республике Беларусь и Российской Федерации. Республика Армения, Республика Казахстан и Кыргызская Республика находятся в процессе ратификации Соглашения. При этом мы ожидаем, что процесс будет завершен до конца года. Соглашение вступает в силу через 60 дней с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении ЕАЭС, странами Союза и Сербией внутригосударственных процедур.

 

Планирует ли ЕЭК создание торговых представительств в странах, с которым ЕАЭС заключил торговое соглашение? (Юрий Кофнер)

И. В. Малкина: Хотелось бы напомнить, что Договором о ЕАЭС создание соответствующих торговых представительств в настоящий момент не предусмотрено.

 

На какой стадии находится вопрос с ограничениями на экспорт лома металлов из Казахстана в Россию? Какова позиция сторон по этому вопросу и когда проблема может быть разрешена? (Юрий Масанов)

И. В. Малкина: Хотелось бы напомнить, что Коллегия Комиссии 13 октября текущего года приняла решение и призвала устранить барьер – снять ограничение вывоза лома и отходов черных и цветных металлов из Республики Казахстан в государства Союза.

По состоянию на сегодняшний день по заявлению казахстанской стороны это решение было оспорено. Оно будет рассмотрено на заседании Евразийского Межправсовета в соответствии с установленной процедурой.

О результатах его рассмотрения мы будем держать вас в курсе.

 

Занимается ли Комиссия устранением нарушений конкуренции на рынке ЕАЭС? И если да, то как это происходит? (Елена Антонова)

И. В. Малкина: Вначале я хочу привести вам один пример. Буквально на днях Комиссия завершила процедуру предварительного урегулирования спора между хозсубъектами рынка зенитных фонарей ЕАЭС.

Коротко о сути вопроса. Российский производитель пожаловался на конкурента из Беларуси за то, что последний на своем сайте разместил недостоверные сведения о российском товаре.

Департаментом антимонопольного регулирования Комиссии были изучены сведения и подготовлен проект предложения для компании из Беларуси, которые помогли бы устранить нарушение. В частности, белорусской стороне было предложено удалить с сайта некорректную информацию и на ее месте опубликовать опровержение либо уточнение. Все участники спора поддержали проект предложения. Белорусская компания реализовала меры в полном объеме.

Все подробности по этому спору.

Отмечу, что такой инструмент предварительного урегулирования спора, мы его называем «мягкое регулирование», активно используется Комиссией.

Инструмент позволяет предпринимателям стран ЕАЭС устранить признаки нарушения правил конкуренции на трансграничных рынках Союза.

Этот механизм действует с 2018 года, за время его существования Департамент антимонопольного регулирования Комиссии разработал, согласовал, и выдал 5 предложений о добровольном устранении нарушений общих правил конкуренции. Они затронули различные рынки. Это и рынок услуг кальян-баров, и рынок трансформаторной стали, оптовый рынок алюминиевых банок и крышек, а также рынок каменного угля. Все предложения Комиссии реализованы в полном объеме.

Кроме того, на сегодня в работе департамента находятся еще несколько проектов предложений, которые будут выданы участникам рынков, связанные с рынками чая, кисломолочных напитков, с предоставлением образовательных услуг.

Ссылка, куда вы можете обратиться, если вы обнаружили, что хозяйствующие субъект из страны Союза нарушает общие правила конкуренции. Призываем принимать участие в реализации своих прав.

Важные новости

  • Просмотры 481
  • Комментарии 0
  • Новость полезна? 0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.