Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
Мнение эксперта

Маркировка товаров: текущее состояние и перспективы на 2021 год

Олег Владиславович Тухватуллин, заместитель директора Департамента системы цифровой маркировки товаров Минпромторга России
г.

Стенограмма выступления О.В. Тухватуллина на Первом Всероссийском межотраслевом форуме по маркировке, организованном медиахолдингом «Комсомольская правда» в рамках проекта «Деловая пятница», декабрь 2020 г.

Юлия Соловьева, руководитель комитета по внедрению маркировки на промышленном предприятии Original Group: Олег Вячеславович, Вы выступали за уведомительный режим. Как Вы считаете, оправдывает ли этот режим сейчас Ваши ожидания? Какие дальнейшие шаги планируются в этой области. Как гармонизировать требования власти и потребности бизнеса?

О.В. Тухватуллин: Здравствуйте, уважаемые коллеги. В первую очередь хотелось бы поблагодарить за возможность выступить на вашей площадке, поблагодарить вас за оказанную возможность для того, чтобы действительно повысить информированность как участников оборота, так и в целом всех небезразличных к теме маркировки товаров, сторон. Система маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации вводится в целях реализации решений Президента и Правительства Российской Федерации в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции. Сам механизм маркировки является эффективным инструментом в противодействии незаконного оборота промышленной продукции. Однако, в целом, такой комплексный проект не решает только задачу противодействия незаконному обороту. Маркировка является инновационным проектом в целом, повышающим не только прозрачность рынков и взаимодействие участников друг с другом, но и проектом по повышению цифровизации экономики и торговли. Как вы сказали про уведомительный режим, про ожидание, наверное, вы имели ввиду, конечно же, лекарственные препараты, и такой режим работы системы маркировки, который предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2020 года №1779. Данный уведомительный режим был призван помочь участникам оборота, как раз, поэтапно в введении системы маркировки. И хотя эксперимент проводился заблаговременно, конечно же, учитывая сложность и важность комплексного подхода к этому вопросу, Правительством было предусмотрено несколько этапов в рамках порядка работы системы маркировки.

До 1 февраля 2021 года, в случае, если участник обращения в течение 15 минут не получил из системы маркировки уведомления, квитанции об успешной обработке сведений, которые он подал в систему, то он вправе осуществлять дальнейшие движения с лекарствами без ограничений.

Вторым этапом, который вводится до 1 июля 2021 года, вводится упрощенный обратной приемки лекарственных препаратов, когда участники при уведомлении системы мониторинга о факте приемки маркированных лекарств, могут осуществлять дальнейшие действия без подтверждения со стороны предыдущего собственника данного товара, данных лекарственных препаратов.

Понимая важность обеспечения лекарствами населения и доведения лекарств, которые подлежат маркировке, я напомню с 1 июля 2020 года, на «последней миле», в аптечном звене, для медицинских организаций, предусмотрена возможность приступать к продаже или использованию маркированных лекарств сразу после направления сведений об их получении в систему. Сейчас мы проводим вместе с нашими коллегами из Минздрава, Росздравнадзора, вместе с коллегами оператора ЦРПТ, который определен по Распоряжению Правительства оператором системы маркировки как по лекарственным препаратам, так и по полному комплексу товаров, которые подлежат обязательной маркировке, проводим информационно-разъяснительные кампании для крупнейших участников рынка, для региональных органов власти, для всех звеньев товаропроводящей цепи. Мы уже сейчас фиксируем, что введенные Правительством мероприятия, упрощенный порядок положительно сказался на бесперебойном движении лекарственных препаратов до потребителя.

Положительные эффекты от принимаемых мер отмечены многими представителями отрасли, и данные мероприятия снизили количество возможных ошибок при работе участников в системе маркировки. Сейчас мы видим, что предложенный уведомительный режим, разработанные мероприятия упрощают работу участников и позволяют более эффективно проводить и лекарственные препараты по всей товаропроводящей цепи. Говоря, конечно же, о системе баланса интересов государства, бизнеса и потребителя, как трех основных групп бенефициаров, тех, кому введение маркировки выгодно, конечно же, такую работу мы проводим в рамках деятельности как межведомственной, так и взаимодействуя напрямую с участниками оборота. Для бизнеса маркировка позволяет увеличить долю добросовестных представителей бизнес-сообщества на рынке путем снижения доли незаконного оборота и замещение оборота нелегальной продукции своими легальными товарами. Помимо этого, за счет цифровизации внутренних процессов маркировка в будущем призвана снизить расходы на логистические операции, на издержки, связанные с внутренним учетом продукции, оптимизировать инвентаризацию продукции за счет процессов по цифровизации и электронного документооборота. Для потребителей система маркировки предоставит возможность проведения общественного контроля и информирования контрольно-надзорных органов о признаках выявленных нарушений и также проверки легальности нахождения товара в обороте с помощью бесплатного мобильного приложения, которое разработано операторами системы. Приложение называется «Честный знак».

Для государства помимо увеличения легальной доли продукции на рынке, это повышение, в том числе, эффективности государственного контроля собираемости таможенных и налоговых платежей и не усиление контроля нагрузки на конкретных участников рынка, а наоборот, возможность пользоваться инновационными механизмами и скорректированным подходом, и получением статистики и данных практически в режиме онлайн в масштабе всей страны. Конечно же, данные процессы сказываются позитивно на общей цифровизации экономики и торговли. Если в двух словах, учитывая ограниченный регламент выступления, наверное, это ключевые ответы на заданные вами вопросы.

Елена Афонина, ведущая радио «Комсомольская правда»: Скажите пожалуйста, Олег Владиславович, я знаю, что в следующем году будет маркировка следующих категорий товаров и продукции, в этом году, если я не ошибаюсь, готовится к запуску система маркировки ювелирных изделий. Скажите, пожалуйста, а каким образом Минпромторг выделяет те категории товаров, которые нуждаются в процессе маркировки.

О.В. Тухватуллин: Могу комплексно ответить.

  • В этом году у нас вступили в силу с 1 июля 2020 года требования по маркировке обувных товаров, по табачной продукции – сигаретам и папиросам, а также требования по маркировке лекарств.
  • С 1 октября вступили в силу требования по парфюмерной продукции – духам и туалетной воде, а также фототоварам.
  • С 1 ноября началось поэтапное введение требований по обязательной маркировке шин.
  • С 1 января мы ожидаем, в соответствии с решением Правительства, введение маркировки по товарам легкой промышленности, по отдельным категориям товаров легкой промышленности.
  • В течение следующего 2021 года планируется поэтапное введение требований по обязательной маркировке молочной продукции в соответствии с решением Правительства. Соответствующий проект постановления уже находится на рассмотрении в Правительстве России.
  • Также в настоящее время проводится добровольный эксперимент по маркировке упакованной питьевой воды и готовится к запуску добровольный эксперимент по маркировке пивной продукции, а также слабоалкогольной продукции.

В целом, выбор товарных позиций для введения системы маркировки основывается на комплексном подходе. Маркировка как инструмент противодействия незаконному обороту вводится в отношении наиболее чувствительных к незаконному обороту товарных позиций. И речь идет не только о доле незаконного оборота в отрасли, но и в том ключе, насколько приоритетна и критичная данная отрасль, является ли данная продукция социально значимыми товарами, товарами широкого потребительского спроса, учитывая потребности населения и защиты интересов граждан и потребителей, а также принимается во внимание множество факторов. Правительство принимает решение на основе подготовленных предложений как от органов исполнительной власти, отвечающих за формирование госполитики в этой сфере, либо контрольно-надзорных ведомств, также на основе предложений бизнес сообщества, потому что зачастую ключевым инициаторами данного процесса являются отраслевое и экспертное сообщества, которые начинают рассматривать инструмент маркировки как наиболее перспективный инструмент защиты добросовестных и законопослушных участников рынка. Поэтому рассматриваются комплексно все предложения, поступающие из различных сфер интересов, и Правительство принимает взвешенное решение на основе как проведенных экспериментов, так и подготовленных позиций и докладов о ходе экспериментов, подготовленных ведомствами.

Важные новости

  • Просмотры 884
  • Комментарии 1
  • Новость полезна? 0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
19:10 26.01.2021
А расходы по маркировки на кого лежат, снова на покупателей, за каждую марку, за оборудование, оплату труда? И так многим не по карману товар, а вы еще надумаете... Спасибо, теперь цены выростут, очень грамотно
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Добавить
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.