Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
Мнение эксперта

Об использовании электронных железнодорожных накладных при международных перевозках

Александр Викторович Ульяненко, заместитель начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Уральского таможенного управления
г.

Доклад  А. В. Ульяненко на заседании Консультативного совета по взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности при Уральском таможенном управлении, декабрь 2020 г.

В настоящее время ОАО «РЖД» осуществляет до 80% перевозок товаров для участников внешнеэкономической деятельности в другие страны и морские порты Российской Федерации с применением электронной железнодорожной накладной, без их дублирования на бумажных носителях.

Полному переходу на электронные железнодорожные накладные препятствует отсутствие возможности применения таких накладных рядом иностранных перевозчиков.

При таких отправках в программном средстве АС «ЭТРАН» в электронном виде оформляется экспортная накладная, подписываемая электронной подписью грузоотправителя, агента территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО).

Условием применения данной технологии является:

  • заполнение графы 26 декларации на товары (далее – ДТ) «Вид транспорта внутри страны» – «20» (код железнодорожного транспорта);
  • заполнение грузоотправителем в накладной в АС «ЭТРАН» поля «Декларация на товар» регистрационного (справочного) номера ДТ и соответствующей позиции товара из ДТ;
  • проверка и получение ТЦФТО электронной отметки таможенного органа «Выпуск разрешен» во вкладке «История» АС «ЭТРАН».

В целях исключения доставки грузоотправителем документов на бумажных носителях в таможенный орган для проставления отметок при приеме груза, планируемого к вывозу за пределы территории Союза, ОАО «РЖД» получает от ФТС России аналог отметки о выпуске товаров в виде электронного сообщения.

ОАО «РЖД» обеспечивает ее визуализацию в графе 28 «Отметки для выполнения таможенных и административных формальностей». После этого грузоотправитель заверяет графу 1 «Отправитель» накладной своей подписью. В графе 26 «Дата заключения договора перевозки» - проставляется календарный штемпель перевозчика ОАО «РЖД».

Таким образом, осуществляется электронное оформление железнодорожных накладных.

Обращу Ваше внимание, что с 01 марта 2021 года в соответствии с положениями Решения Евразийского межправительственного совета от 17 июля 2020 г. № 5 «О непроставлении отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах при совершении таможенных операций в электронном виде» таможенные органы в значительной степени ограничиваются в полномочиях по проставлению отметок.

Так, согласно указанному Решению, должностные лица таможенных органов проставляют отметки в следующих случаях:

  • оформление разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза (в соответствии с пунктом 9 статьи 92 ТК ЕАЭС);
  • оформление изменения, удаления, уничтожения или замены средств идентификации таможенным органом (в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 341 ТКЕАЭС);
  • совершение таможенных операций, связанных с соблюдением маршрута перевозки товаров, установленного в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита;

И еще в двух случаях, которые не являются стандартными:

  • возникновение НШС – отсутствие у таможенного органа возможности обеспечить совершение лицом таможенных операций в электронном виде в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), отключением электроэнергии, а также в иных случаях;
  • поступление в таможенный орган мотивированного обращения лица о проставлении отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе, в том числе в связи с необходимостью соблюдения положений иных отраслей законодательства государств - членов Союза, помимо законодательства в сфере таможенного регулирования.

При этом необходимо отметить, что пунктом 2 упомянутого решения определено, что Правительства государств – членов Союза до 01 декабря 2020 г. обеспечат внесение изменений в законодательство государств – членов Союза для исключения необходимости в целях соблюдения положений иных отраслей законодательства государств – членов Союза, помимо законодательства в сфере таможенного регулирования, предоставлять транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы на бумажном носителе с отметками таможенных органов в случае, когда таможенные операции были совершены в электронном вид.

Таким образом, с учетом реализации пунктов Решения таможенные органы проставлять отметки в товаросопроводительных документах будут по сути в 3 случаях, проставление отметок при оформлении экспортных грузов таможенных органах по месту отгрузки товаров не предусматривается.

Уважаемые коллеги, обращаю Ваше внимание, что учитывая изменения, о которых я сказал – практическая реализация возможности оформления железнодорожных накладных в электронном виде, а также отмена проставления отметок таможенных органов на товаросопроводительных документах, с учетом практики электронного декларирования – можно говорить о завершении мероприятий, результатом которых является возможность оформления экспортных грузов, перемещаемых железнодорожным транспортом, исключительно на безбумажной основе.

И в завершение своего выступления, учитывая сроки начала реализации Решения № 5 (с 01 марта 2021 г.) прошу Вас заблаговременно пересмотреть технологические процессы оформления документов в ваших организациях и предприятиях на предмет их актуализации, так что бы после 01 марта 2021 года предприятия не столкнулись с ситуацией когда Вам требуются «наши» отметки, а в силу законодательства мы их уже проставить не имеем возможности.

В рамках подготовки к нашему мероприятию поступило два проблемных вопроса, хотелось бы прокомментировать.

В случаях, если на груз оформлено две и более таможенных декларации, при печати оригинала ж/д накладной выводится штамп, соответствующий только одной таможенной декларации, остальные декларации (и соответствующие штампы) в документе не отображаются, несмотря на то, что информация о них присутствует в системе «Этран» и в данные при заполнении ж/д накладных занесена. В подобных случаях оформление электронной ж/д накладной невозможно, приходится оформлять бумажный вариант. Необходимо проработать вопрос о доработке печатной формы оригинала электронной железнодорожной накладной с целью отображения в ней штампов о всех указанных в документе декларациях.

Запрос по данной проблеме направлен ранее разработчику и будет отработан в ближайшее время.

- При сдаче документов с грузом на станцию отправления работники РЖД требуют от Отправителя электронную ж/д накладную на бумажном носителе, а также бумажные копии электронных ДТ.

При отправке груза по накладным СМГС бумажная накладная не отменена. Приложение ДТ на бумаге носит рекомендательный характер и не является обязательным.

Источник: Пресс-служба УТУ

Важные новости

  • Просмотры 519
  • Комментарии 0
  • Новость полезна? 0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.