Доклад начальника отдела таможенной статистики Уральского таможенного управления Е. Н. Казыриной на вебинаре Уральского таможенного управления .
«Добрый день, уважаемая аудитория.
Согласно пункту 2 статьи 278 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пункту 5 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 № 891 (далее – Постановление) российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано представлять в таможенный орган статистическую форму.
Статистическая форма представляется в таможенные органы в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Представление статистической формы на бумажном носителе не предусмотрено.
Срок представления статистической формы: не позднее 10-го рабочего дня, месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка (получение) товаров.
Статистические формы учета перемещения товаров представляются в таможенные органы только заявителем. Т.е. иное лицо (например, таможенный представитель) не может представлять статформы в таможенный орган за своего клиента-участника ВЭД.
Заявитель обязан представлять в таможенный орган статистическую форму своевременно, содержащую достоверные сведения, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - личный кабинет), независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Статистические формы представляются на товары, учитываемые в статистике взаимной торговли в соответствии с Методологией, утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2018 года № 210.
В соответствии с частью 21 статьи 278 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289 статистическая форма учета перемещения товаров не представляется в отношении товаров:
- перемещаемых физическими лицами для личного пользования;
- не подлежащих учету в соответствии с методологией ведения статистики взаимной торговли товарами государств – членов Евразийского экономического союза;
- подлежащих декларированию в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
- содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне;
- отдельных категорий товаров, определяемых Правительством Российской Федерации.
На товары, содержащие сведения, относящиеся к государственной тайне, подача статформ заблокирована.
Необходимо отметить, что в целях учета в Российской Федерации отдельные товары, классифицируемые в товарных группах 27 и 29 ТН ВЭД ЕАЭС (нефть сырая, нефтепродукты, газы нефтяные, парафин и т.п. товары), в соответствии с соглашениями Правительства Российской Федерации с Правительствами государств - членов ЕАЭС о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов, подлежат таможенному декларированию так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.
Начиная с отчетного периода февраль 2021 года заблокирована подача статистических форм на экспорт в отношении товаров, подлежащих обязательному таможенному декларированию. Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Заявитель считается исполнившим свою обязанность по своевременному представлению статформы, если она представлена в установленные сроки. Датой представления статформы является дата ее направления в таможенный орган через личный кабинет, т.е. фактически это дата регистрации статформы.
Статистическая форма считается содержащей недостоверные сведения, если она заполнена с нарушением Правил заполнения статистической формы учета перемещения товаров. В случае выявления должностным лицом таможенного органа признаков представления недостоверных сведений в поданной статформе, у заявителя запрашиваются дополнительные сведения из документов, используемых для заполнения графы 10 «Документы» статистической формы, которые должны быть представлены в таможенный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения заявителем такого запроса.
Непредставление или несвоевременное представление статистической формы в таможенный орган, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет привлечение к административной ответственности по статье 19.7.13 Кодекса об административных правонарушениях.
Согласно данной статье может быть наложен административный штраф:
- на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Постановление по делу об административном правонарушении по статье 19.7.13 КоАП может быть вынесено до истечения одного года с момента совершения административного правонарушения.
Заявитель считается исполнившим обязанность по представлению статформы, содержащей достоверные сведения, в следующих случаях:
- если, получив уведомление об обнаружении должностным лицом таможенного органа недостоверных сведений, не позднее 10 рабочих дней со дня его получения представил в таможенный орган через личный кабинет новую статформу с достоверными сведениями вместе с заявлением об аннулировании прежней статформы. Т.е. в этом случае административная ответственность не наступает, несмотря на то, что недостоверные сведения в статистической форме выявило должностное лицо таможенного органа
- если самостоятельно обнаружил факт представления недостоверных сведений до его обнаружения должностным лицом таможенного органа и представил в таможенный орган через Личный кабинет новую статформу с достоверными сведениями и заявление об аннулировании прежней статформы.
Обращаю Ваше внимание на основные ошибки, допускаемые заявителями при подаче статистических форм:
- Неверно указан отчетный период (обычно ошибка возникает, когда на основе одной СФ делают другую, забывая изменить период);
- Неверно указан код товара (например, код товара - указан код транспортного средства, а вес нетто товара очень маленький, либо описание товара не соответствует коду ТН ВЭД товара);
- Неверно указаны весовые или стоимостные характеристики товара (ошибаются в разрядности числа: в документах указан вес товара в тоннах и количество тонн указывается в СФ, как килограммы);
- Неверно указан код вида транспортного средства, либо указан код «99» (имеют место случаи, когда для товара, который не может сам передвигаться, например консервы, запчасти и т.п., указывают, что товар перемещается своим ходом; также не редки случаи указания кода вида транспорта «99» - «Прочие», хотя вариантов перемещения через ту же Российско – Казахстанскую границу не много, обычно авто либо железнодорожный транспорт);
- Неполный перечень документов в 10 графе (в графе могут указывать только договор и больше ни одного документа, указывают неверные номера сертификатов и разрешений и т.п.).
Все эти ошибки рассматриваются таможенными органами как недостоверное заявление сведений, что влечет административную ответственность по статье 19.7.13 КоАП.
Следует отметить, что после заполнения статформы делается проверка ее заполнения – форматно-логический контроль. Проверяется заполнение всех обязательных полей (помеченных красной звездочкой), осуществляется проверка на достоверность по средним ценам и среднему весу товаров. Критические ошибки при проверке статформы – при которых она не может быть зарегистрирована - выделяются красным цветом. Информационные предупреждения – оранжевым.
На данном этапе можно исправить некорректные данные. Если данные заполнены верно, то одновременно со СФ возможно заполнить и подать в таможенный орган пояснения по проверке. Для заполнения вручную пояснений по проверке можно скачать шаблон. Зарегистрированную статистическую форму нельзя исправить, ее можно только аннулировать.
Зарегистрированная статистическая форма подлежит аннулированию в следующих случаях:
- в статформе выявлены ошибки заполнения, неточности;
- статформа была задублирована;
- таможенным органом в статформе выявлены недостоверные сведения;
- весь товар или его часть по каким-либо причинам был возвращен продавцу и т.п.
Возможны два варианта аннулирования статформы:
- С подачей новой статформы взамен аннулируемой» (например, необходимо исправить обнаруженные неточности/ ошибки в зарегистрированной статформе);
- Без подачи новой статформы .
В случае «Аннулирования с подачей новой статформы взамен аннулируемой» зарегистрированная статистическая форма будет аннулирована, а новая с внесёнными изменениями – представлена в таможенный орган и зарегистрирована.
Аннулирование выполняется автоматически. Как правило, аннулирование статформы с подачей новой выполняется по следующим причинам:
- В статформе выявлены ошибки, неверные данные, неполные данные.
- Часть товаров, указанных в статформе, была возвращена продавцу из-за ненадлежащего качества или утраты свойств товара в процессе транспортировки.
В случае «Аннулирования без подачи новой статформы» зарегистрированная статформа будет аннулирована, а новая в таможенные органы не представляется. В данном случае аннулирование выполняется только должностным лицом таможенного органа по запросу заявителя, при этом статформа может получить отказ в аннулировании.
Это может произойти в следующих случаях:
- электронная подпись, которой заверено заявление на аннулирование, не прошла проверку (не подходит для заверения таможенных документов);
- инспектор таможенного органа после рассмотрения причин аннулирования статформы принял решение об отказе в аннулировании (при этом инспектор указывает причину отказа).
Как правило, аннулирование статформы без подачи новой выполняется по следующим причинам:
- Отгрузка (получение) товаров, указанных в статформе не состоялась.
- Зарегистрировано несколько статформ на одну отгрузку (получение) товаров.
- Статформа подана на товары, подлежащие таможенному декларированию в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- Статформа подана на товары, на которые в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации Порядком требования о подаче статформ не распространяются.
- Товары, указанные в статформе, были возвращены продавцу из-за ненадлежащего качества или утраты свойств товара в процессе транспортировки.
Спасибо за внимание».
Подскажите, покупатель из РК хочет купить прибор как физ. лицо.
Код ТН ВЭД запретный 9031. Нужно ли готовить СТ-1 на вывоз физ. лицу за пределы РФ и надо будет подавать в следующем месяце статистическую отчётность в ФТС?
1 Сведения о товарах: Товар №1: Код товара: На товары, классифицируемые кодом единой ТН ВЭД ЕАЭС 8541590000, в соответствии с пп. 2.1 ст. 278 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ, отсутствует необходимость подачи статистической формы.
Данный ТН ВЭД указал в нашей Лицензии на вывоз ФСТЭК России
Кроме того, не следует брать код по ТН ВЭД из лицензии, т.к. она не подтверждает его правильность.
подскажите, пожалуйста, каким документом это регламентировано?
Спасибо!