Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

Развитие электронной торговли в ЕАЭС: итоги и планы

Развитие электронной торговли в ЕАЭС: итоги и планы
Фото: МАП
Илья Павлович Кабанов, отдел регулирования электронной торговли и маркировки товаров Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, ЕЭК
г.

Стенограмма выступления Ильи Павловича Кабанова в рамках круглого стола «Союз без границ: Реализованные цели и новые вызовы. Итоги 2021 года» на Международном конгрессе предпринимателей ЕАЭС, прошедшем 30 ноября 2021 года.

«Коллеги, еще раз добрый день. Волею судьбы и программы мне выпало сказать приветственное слово, рад вас видеть в этой аудитории в такой ненастный последний день осени. Собственно, это очень хорошо, что такая погода и новый штамм коронавируса вас не остановили и, несмотря на такие же факторы – и погодные, и ковидные, также не останавливается процесс евразийской интеграции. У нас 2020-2021 годы были на самом деле вызовом для Союза, и, благодаря эффективной работе на всех уровнях, то есть на уровне Комиссии, Совета, высших органов Союза, удалось не только купировать те вызовы, которые есть, но и, собственно, задать тренды на дальнейшее развитие, и собственно, тема круглого стола - это подвести итоги уходящего 2021 года – что было достигнуто, с какими барьерами, препятствиями столкнулись и что нас ждет в будущем. Очень рад видеть коллег из Евразийской экономической комиссии, есть, что рассказать.

Наверное, я начну с одного из самых впечатляющих эффектов, который вызвала пандемия коронавируса – это развитие электронной торговли на пространстве Союза. Как показала статистика, предоставленная на экспертном уровне Ассоциацией компаний интернет-торговли, за 2020 год всего электронной торговли в Российской Федерации стало три триллиона и где-то три с половиной ожидается в 2021 году. То есть рост, на самом деле, произошел практически сумасшедший, не то что в два раза, но в полтора так точно. Понятно, истории с локдаунами и новая парадигма, которая, благодаря локдаунам изменила потребительский интерес, потребительское отношение к электронной торговле, которая раньше воспринималась как очень странная вещь, привычней было, естественно, сходить в магазин – померить, купить. Но нет, уже, на самом деле, потребитель изменился и фактически живет в новом измерении, с которым придется так или иначе взаимодействовать, существовать и что-то делать. Почему что-то делать? Потому что на текущий момент мы в Комиссии столкнулись с тремя определенными вызовами, назовем это так.

Во-первых, это естественно, взрывной рост. То есть у нас взрывной рост не только внутренней или взаимной электронной торговли, например, в части взаимной за 2020 год по статистике, да это инсайд, экспорт из Российской Федерации в страны Союза составил около 450 миллионов евро в рамках электронной торговли. Это только такая экспертная оценка и с учетом того, что компании Российской Федерации, флагманы, в частности, Яндекс.Маркет, Озон, Ламода, Вайлдберриз – они все активнее и активнее выходят на территории других стран Союза, и с территории Союза тоже в Российскую Федерацию выходят их крупные игроки, то есть эта цифра может удваиваться и утраиваться, соответственно, в ближайшую пятилетку. В чем еще состоит взрывной рост? В том году была сессия на Питерском международном экономическом форуме, на котором присутствовали как регуляторы, так и представители вот таких крупных площадок, так и логисты в лице Почты России. По совмещенному компромиссному прогнозу где-то к 2027-2030 году электронная торговля займет около 30-40 процентов всего ритейла. То есть ритейл уйдет из оффлайна в онлайн, ну или будет существовать в несколько волноканальном режиме в зависимости от той бизнес-модели, которая будет использоваться. То есть, первое, это такой взрывной рост.

Второй момент, с которым мы столкнулись, это то, что государства – члены Союза, осознавая, естественно, что электронная торговля это вектор в будущее, начинают разрабатывать собственную регуляторику и, учитывая, что у нас действует единый рынок на территории Союза, то вот такое развитие национальной регуляторики без неких определенных зонтичных норм на уровне Союза, оно может привести к возникновению различного рода барьеров, разночтений, толкований, которые помешают развитию взаимной торговли. И с такими проблемами, на самом деле, уже сталкиваются.

И третий момент, это как раз, как следствие, это риск расползания на разное регулирование и определенный правовой вакуум, который есть на текущий момент в праве Союза. То есть, право Союза электронную торговлю рассматривает в отдельных кейсах исключительно как перемещение товаров для личного пользования, а не как отдельную экономическую деятельность с высокими объемами. Соответственно, на таких стартовых позициях, еще в 2020 году было принято поручение на уровне глав стран Союза начать работу по разработке регулирования электронной торговли.

Первым шагом было выделение в Таможенном кодексе Союза отдельного администрирования товаров электронной торговли. В дальнейшем, соответственно, в развитие данного поручения была создана Рабочая группа высокого уровня по электронной торговле, куда вошли заместители руководителей различных уполномоченных органов, не только таможенных, а так как электронная торговля включает в себя и вопросы технического регулирования, и антимонопольные, и связь, и развитие экономики, то есть достаточно широкий спектр участников. И второй момент – это были определены те направления в регуляторике, которые нужно будет отработать. Таким направлением стало, естественно, это выделение товаров, приобретенных на иностранных интернет-площадках, интернет-магазинах в отдельную категорию товаров.

Второе, это введение института операторов электронной торговли.

Третье, это введение соответствующей декларации, то есть сейчас, если у нас декларирование идет путем информации, содержащейся в декларациях почтовых отправлений, которые переносятся в пассажирскую таможенную декларацию, но этого явно недостаточно. Плюс у экспрессников есть тоже отдельная декларация, естественно, все особенности, электронная торговля, как известно, внешне она перемещается и там, и там – и почтовым отправлением, и экспресс-перевозчиками, поэтому потребовалась некая унификация всей этой истории.

Четвертое, это обеспечение возможности, опять же огромный запрос бизнеса был, это история с бондовыми складами, то есть обеспечение реализации товаров электронной торговли с территории таможенных, или как в простонародье говорят бондовых складов, введение уведомительного порядка применения технического регулирования и обеспечение возможности предоставления нулевой процентной ставки НДС при экспорте. Понятное дело, что вся эта история очень новая, очень инновационная и, соответственно, премьеры стран Союза приняли решение, что мы будем двигаться сначала в формате пилотного проекта. Соответствующий пилотный проект был принят 5 апреля 2021 года (Распоряжение №7), в соответствии с которым наметились еще более укрупненные, более детализированные истории.

Основной новеллой, соответственно, является создание нового института - это оператор электронной торговли, то есть это некая история, база которой находится в эксперименте, который с 2016-2017 года проводится в Российской Федерации на базе ФТС России и Почты России, когда Почта России выступает в роли такого оператора. Фактически что она делает? Она обеспечивает доставку товара, она обеспечивает таможенное декларирование, она берет на себя обязательства уплаты платежей, ну и, естественно, от имени и по поручению самого физического лица. Эта практика хороша чем? С одной стороны, таможенные органы получают единое окно по взаимодействию с неким ответственным лицом. То есть, когда мы говорим, физики, вот у меня объемы ввоза товаров в рамках электронной торговли из третьих стран лежат перед глазами, то есть в 2019 году в Российской Федерации было ввезено порядка 340 миллионов почтовых отправлений (без учета объемов экспресс-перевозчиков), на сумму где-то 2,9 миллиардов евро. В 2020 году была определенная просадка, вызванная блокированием слотов на перелеты самолетов, необходимая для доставки лекарственных средств, медикаментов, защитного всякого обмундирования для борьбы с ковидом, ну и определенный рост с коррекцией в 2021 году. То есть объемы большие. В принципе, в среднем, если так уже говорить о распределении по населению, в год один гражданин Российской Федерации два раза делает покупку на иностранных интернет-площадках, это такая очень приблизительная статистика для понимания. Таможенным органам, естественно, тяжело работать с таким объемом обращений с вопросами декларирования, поэтому история с пилотом – это история с упрощением взаимодействия с таможенными органами.

Вторая сторона этой медали. Это, как раз, физическое лицо, то есть, если физическому лицу необходимо декларировать, необходимо уплачивать платежи, это на самом деле достаточно тяжело. Нужно заводить свой личный кабинет, регистрироваться, отслеживать, корректно вносить все данные, перепроверять все это – это трудно. Есть оператор, который берет на себя этот функционал, понятно, что это определенный коммерческий момент, но, тем не менее, он оказывает все эти функции, кто покупал товары через Почту России с превышением порога беспошлинного ввоза 20 евро, понимают, что приходит СМС, что у вас превышение порога, пройдите по ссылочке, оплатите. Вы проходите по ссылочке, оплачиваете, дальше приходите в отделение и получаете покупку. Все, никакой нагрузки нет, все происходит по той стороне экрана, главное, просто деньги перечислить, посылку забрать и наслаждаться тем купленным товаром, который вам пришел. То есть, это упрощение жизни для физического лица с учетом того, что предполагается введение нового формата декларации. 

И история вторая, которая тоже связана с оператором – это уведомительный порядок. Здесь надо понимать, что в текущей регуляторике товары, ввозимые для личного пользования, не попадают в охват технического регулирования, то есть, в принципе, товар для личного пользования, что купили, то купили, то, что ввезли, то ввезли, весь страх и риск на вас. Но история показывает, что, если мы рассматриваем электронную торговлю как некую коммерческую деятельность на территории Союза, осуществляемую иностранными компаниями, то было бы неплохо создать некие справедливые условия для всех участников. 

И вопрос техрегулирования. Наши площадки, естественно, соблюдают техрегламенты Союза, у них есть сертификаты. Иностранные, за редким исключением, скорее всего нет. Здесь есть и другая грань, нельзя перекрутить, понятное дело, вводить обязательно требование предоставления сертификата соответствия, это просто закроет электронную торговлю, и никому от этого хорошо не будет. Поэтому разработана такая идеология уведомительного порядка, площадка на странице, у себя на сайте, где находится вот эта публичная оферта о покупке товара, размещают уведомление о том, что да, товар соответствует требованиям техрегламентам Союза на основании анализа, проведенного самой площадкой, производителем, третьими лицами – лабораториями уполномоченными. И, если все хорошо – все хорошо, если, соответственно, все плохо – в текущий момент надо продолжать на площадке работу как эту ответственность выстраивать.

Третий момент, соответственно, это бондовые склады. Такая возможность как раз пилотом предусмотрена, сейчас во всех странах проводится. По последним данным в Госдуму внесен проект Федерального закона о внесении изменений, который как раз должен начать историю с бондовыми складами. В бондовых складах, естественно, так как это более близкая, более короткая доставка, предусматривается применение ставок ЕТТ, применение сертификатов соответствия обязательно, но при этом есть послабление, что уплата платежей может осуществляться уже после выпуска. То есть, понятное дело почему – вы продали 500 товаров, из них 300 было принято потребителем, 200 вам вернулось по возврату – не подошли сапоги по размеру, и так как вы эти 200 получили обратно, заплатите вы только по итогу определенного периода только за 300. То есть, это определенное упрощение и позволяет подстраиваться в динамику электронной торговли, которая достаточно быстро, день в день, а как говорят некоторые эксперты, скоро уже будет основное требование – это 15 минут доставка, а все остальное уже не интересно.

Вот эти три новеллы заложены в пилоте и на их основе, соответственно, готовятся поправки в Таможенный кодекс, готовятся поправки в Договор о Союзе по принципам технического регулирования, но на этом, естественно, останавливаться нельзя. Как я уже говорил, есть риск расползания по национальному регулированию, которое без зонтика не даст, собственно, двигаться вперед в рамках Союза и создавать условия для дополнительного развития электронной торговли, в первую очередь, взаимной, но и внутренней в том числе. Вот известный кейс, это история с Ламодой, Вайлдберриз, Озоном и налогообложением в Казахстане и Беларуси, этот кейс тоже рассматривается у нас на Комиссии и принято решение на уровне вице-премьеров, что мы будем двигаться к налогообложению по принципу страны назначения, то есть не как сейчас – в стране экспорта, а в стране импорта. Этот принцип создаст гармоничную среду и как раз скоррелирует право Союза с теми новыми нормами, которые возникают в национальном законодательстве. Это один из примеров тех барьеров, которые возникают. Для дальнейшего развития, давеча 18-19 октября главами правительств была утверждена дорожная карта по развитию электронной торговли, в которой есть несколько крупных новелл, если их так объединить: первая – созданий нормативной правовой базы, второй момент – это обеспечение взаимодействия с третьими странами, площадками, в-третьих – это создание устойчивости цифровой и физической инфраструктуры, и четвертое – это защита прав и интересов всех участников, недопущение неконкурентных, недобросовестных практик.

Вот на таких четырех новеллах дорожная карта построена, если конкретно пройтись по мероприятиям, первое это, конечно, разработка международного договора по вопросам электронной торговли в Союзе. Договор предусматривает достаточно большой охват – это и защита прав потребителей, и понятийный аппарат, и, как я уже говорил, как раз добросовестные практики, и выстраивание системы досудебного разрешения споров, которая уже есть в некоторых интеграционных объединениях. Второй большой модуль – это, как раз, развитие регуляторики, в частности, таможенного регулирования, технического, применение нетарифных мер, налогов, статистической информации.

Кроме того, предусматривается еще несколько историй. Первая – это единый цифровой профиль, то есть, когда производителю, сэллеру в рамках Союза можно будет заполнить определенную карточку товара, и с этой карточкой он, в принципе, может прийти на все остальные площадки Союза, а не только на одну, потому что это на самом деле большая проблема, когда вынужден каждый раз под один и тот же товар заполнять совершенно разные шаблоны, это тяжело.

Второй момент – это, естественно, цифровизация электронного документооборота, в электронной торговле без электронного документооборота на самом деле никак, и это, в частности, является определенным барьером в рамках взаимной торговли, вот эта вся передача документов, CMR в бумажном виде и прочее. Третье – это, как раз, развитие саморегулирования, то есть, когда появится возможность создавать СРО такого союзного уровня в рамках электронной торговли, которая будет разрабатывать некие определенные внутренние стандарты.

И, наверное, последнее – это, как раз, продвижение всей истории на внешние платформы ООН, ВТО, ЮНКТАД, где электронная торговля находится на первых ролях, и те правила, которые разработаны в Союзе, их целесообразно продвигать во вне, чтобы у нас был единых баланс интересов, выгод и каких-то там определенных последствий от развития. На этом все, спасибо».

Ответы на вопросы

Вы сказали, что растет электронная торговля, очень существенный рост, а насколько это вообще повлияло на внутреннюю торговлю внутри государств ЕАЭС?

И. П. Кабанов

Честно признаюсь, такой аналитики не делали, мы как раз смотрели на рост электронной торговли. Но опять же, могу сослаться только на тех экспертов, мнение которых фигурирует в открытом доступе. Постепенно все, конечно, уходит из оффлайна в онлайн. Если говорить про Российскую Федерацию, опять же это несколько оценочно, первое, это, конечно, арендные ставки в торговых комплексах. Во-вторых, это режим ограничений, который не позволяет притоку потенциальных потребителей в точки продаж и, соответственно, онлайн торговать проще. Для онлайна нужно, конечно, склад, определенная логистическая служба, если у вас ее нет, вы можете прийти на платформы, которые все предоставляют сейчас историю fulfillment by operator (фулфилмент от оператора), то есть за счет Озона, Вайлдберриз, Яндекс.Маркет, они все делают под ключ. Да, это, конечно, съедает прибыль, но тем не менее позволяет двигаться. С другой стороны, коллеги из Озона рассказывали, наличие склада такого фулфилмента, например, обычно склад Ашана требует порядка 400 человек на определенную квадратуру. Аналогичный склад электронной торговли по квадратуре требует 4000 человек, потому что все это обслуживание, занятость. Где-то в балансе, естественно, существует, но это следствие, которое, все научные круги говорят, это переход от индустриального к постиндустриальному цифровому обществу, где меняются профессии.

Вы говорили об операторах, что сейчас появился новый такой институт, как операторы. Во всех ли странах ЕАЭС появились такие операторы и одинаковая ли стоимость услуг у этих операторов для физических лиц?

И. П. Кабанов

По поводу стоимости не скажу сразу, потому что пилот только запускается на самом деле. То есть у нас решение было принято в апреле, соответственно, в странах проходит доработка своей нормативной правовой базы, но операторы уже определены более или менее во всех. В каких-то государствах-членах от 3 до 20, в зависимости от структуры экономики, где-то она более централизована, где-то менее с точки зрения таких логистических услуг, так как все-таки операторы базируются на неких логистических точках. Они есть везде, по поводу услуг мы будем смотреть.


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 5156
  • Комментарии 1
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
22:13 10.12.2021
когда уйдет из электронной торговли понятия "Лимиты". 20, 100, 200 Евро. Зачем напрягать таможню с досмотрами, государство человека в космос отправляло, а сегодня заставляете коробочку с телефоном на границе искать. Купил - заплати разумную цену, Налог на покупку сделайте 6%, стоимость обработки посылок у вас 0% будет. Сделал покупку в союзе, в ней сидят все НДС и прочее, здесь все очевидно. Сделал покупку / платеж за товар зарубежом, заплати Налог на покупку. По карте в банке все же видно, отечественное или импортное. Какая категория платежа, онлайн магазин или сервис.
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha