Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

Обязательная маркировка товаров. Что нового?

Обязательная маркировка товаров. Что нового?
Фото: Ведомости
Максим Витальевич Курганский, директор по защите оборота легальной продукции Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).
г.

Стенограмма с третьей ежегодной встречи ВЭД-клуба «Ведомостей» - «Международная торговля в текущих реалиях».

Модератор: Дмитрий Гринкевич, заместитель главного, редактора, деловое издание «Ведомости»

- У нас сейчас прослеживается стремление властей максимально снизить административную нагрузку на бизнес. Маркировка, ее многие называют одним из последних оплотов контроля и надзора, которые остаются. Но, тем не менее, это один из первых запросов со стороны бизнеса на смягчение требований к маркировке. Скажите, пожалуйста, какие шаги уже приняты по адаптации всей этой системы маркировки в нынешней ситуации и что еще может быть планируется принять?

В действительности я бы хотел указать на то, что система маркировки — это не просто код DataMatrix, который наносится на конкретную единицу продукции, это система, которая является «мостиком» между потребителем, бизнесом и государством.

Я хочу показать изменения. Первое – это те 12 товарных групп, которые подлежат маркировке и по которым маркировка продолжается, она не меняется, она дает результат, понимание о том, что происходит в конкретной категории, она решает вопросы параллельного импорта, подтверждения ввоза контрафактной продукции, понимания потребителем о том, что он приобретает, понимания бизнесом – что происходит и сколько необходимо производить и понимания государством – насколько оно обеспечено тем или иным видом товара, начиная от лекарственных препаратов, которые или возятся из-за границы, или локально производятся. 

В момент, когда начали объявляться санкции, когда начался безумный ажиотажный спрос на всё, как раз система маркировки (та информация, которая в ней есть) показывала, что происходит с точки зрения наличия продукции. Насколько ее хватает, насколько влияют санкции на уход того или иного импортного производителя и вопрос понимания реальности программы импортозамещения. Когда есть компания, которая говорит, что мы занимаемся импортозамещением, но фактически она просто ввозит сюда продукцию, потом ее здесь продает как российскую, как раз система маркировки начинает все эти вещи показывать.

В то же время есть определенные переносы сроков для фермеров, для HoReCa, некоторых товарных группах, в частности в молочной продукции и воде. Также продолжаются эксперименты по 5 товарным группам (те, которые уже начались) – пиво, БАДы, антисептики, жидкости и никотиносодержащие электронные сигареты, медицинские изделия. Так как в этих отраслях есть достаточное количество вопросов к легальности продукции, контрафакту. Например, антисептики во время пандемии показали огромное количество подделки, они непонятно как попадали, непонятно где производились. То же самое касается никотиносодержащей продукции. Сотрудникам правоохранительного блока, контрольно-надзорных органов очень тяжело определить подлинность этих жидкостей, которые имеют непонятное происхождение, разливаются здесь, ввозятся с сопредельных территорий и несоответствующего качества. Тем товарным группам, которые были объявлены, по ним есть определенные отсрочки, которые установил Минпромторг и Правительство, проходит подготовка. Да, нет активной фазы именно эксперимента, но в любом случае подготовка идет, потому что как раз в этих категориях тоже есть немалое количество вопросов с точки зрения легальности появления продукции на территории страны.

Маркировка активно распространяется в странах ЕАЭС и в Узбекистане. Она решает вопросы перетоков продукции, и ее появление на территории страны, в том числе защиты, с точки зрения географического происхождения данной продукции. Например, огромная проблема, когда на молочной или мясной продукции указывается, что она произведена в Беларуси, но которая никакого отношения к Беларуси не имеет. Белорусы и говорят о том, что у них нет возможности защитить продукцию, с точки зрения того, что она находится на территории России, они не знают, как это сделать. Как раз именно система маркировки и решает эти вопросы, в том числе вопросы перетоков появления обуви, которая могла попадать на территорию РФ. Табачная продукция обязательно подлежит акцизным сборам и соответственно свободное перемещение как внутри ЕАЭС, так и за ЕАЭС ограничено. Система маркировки позволит, в том числе, выявлять каналы появления этой продукции, например, из Казахстана или Киргизии, выявлять их оптовиков, розничные точки, которые «сливают» огромные объемы и которые потом появляются на территории России и дают те 11,6% нелегального оборота табачной продукции. 

Какие же новые возможности и эффекты? Во-первых, кроме того, что маркировка – это борьба с теневым сектором – пополнение бюджета, минимизация риска роста нелегальной продукции, она является важным элементом преодоления экономической турбулентности. Региональные власти и Правительство на ежедневной основе мониторят, что происходит на конкретной территории, что происходит с ценообразованием, какое количество импорта, локального производства, насколько подскочили цены, есть или нет дефицит. Это инструмент принятия тех решений, которые позволят предупредить сложности с обеспечением продукции, с изменением логистических процессов. 

До внедрения системы маркировки достаточно тяжело было понять какое количество предприятий занимается тем или иным бизнесом на конкретной территории. На сегодняшний день конкретный регион, например, Кировская область, Мурманская область, четко знает какое количество продукции, какое количество компаний существует на его территории, какие компании появляются, уходят. 

Это вопрос принятия управленческих решений. Вот пример одного из дашбордов, который был разработан впервые в пик пандемии. По лекарствам, вакцинам, в режиме реального времени отслеживали поставки вакцин в медицинские учреждения. Такие же дашборды сейчас есть по всем категориям, которые подлежат маркировке и каждый губернатор, Правительство, Министерство промышленности и торговли может на своем уровне могут мониторить ситуацию как в целом в стране, так и в конкретной территории и принимать решения с точки зрения, к примеру, решения вопросов дефицита продукции, и др. 

Допустим пример по лекарствам: когда был ажиотажный спрос, все побежали скупать лекарственные препараты, в системе показывало, что лекарственных препаратов достаточно и бежать, закупать их не нужно, потому что их много и население обеспечено.

В заключение, обеление рынка маркированных товаров. Мы видим, то, что в течение прошлого года и этого года до момента активного санкционного давления существенно выросла работа по изъятию нелегальной продукции Федеральной таможенной службой. Большое количество видео и новостей, где показывают о том, что достаточно проще стало определять легальность продукции с наличием маркировки. По табачной продукции легализовалось 18 табачных производств, которые до середины 2019 года были в «серой зоне». Сейчас эти компании стали производить легальную продукцию и сразу же показали и объемы продукции, которую они производят, и акцизные отчисления. Снижение нелегальной торговли в табаке было 15,6%, в конце прошлого года цифра снизилась до 11,5%. Еще пример: количество торговых точек, которые реализуют обувные товары, выросло на 35%. То есть эти компании легализовываются, показывают, чем они торгуют, и соответственно показывают легальные продажи.

Выгоды для бизнеса и полезные инструменты. Сейчас многие относятся к маркировке как к какому-то коду DataMatrix. В действительности, это огромный потенциал, которым нужно пользоваться. Начиная с того, что доступ к уникальным данным от производителя к импортеру, то есть где, сколько, какого товара в определенной торговой точке известно на уровне субъектов. Они могут понимать где, когда и какое количество необходимо производить. 

Вопросы экологии. Чтобы не было перепроизводства. 

Контроль ценообразования. Разработаны системы - приложения на смартфонах ЭДО Lite, бесплатный электронный документооборот. К примеру, когда цена бумаги достигала 1000 рублей за упаковку, то этот вопрос решения ухода от бумажных к электронным документам. И приложение «Честный знак. Бизнес», который позволяет на смартфоне иметь офис: принять товар, отгрузить, поставить электронную подпись и др.

Казарян Ваагн Рудольфович, директор департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, Евразийская экономическая комиссия: Я бы хотел для бизнеса сказать, что в первую очередь мы сейчас говорили в основном об обязательной маркировке товаров. Это недобровольная маркировка, которая имиджевая. Второе, мы инициировали в рамках этих мероприятий по стабилизации ситуации Поручение от руководителей Правительства, Евразийского межправительственного Совета. Сейчас проект этого решения будет рассматриваться на ближайшей Коллегии по возможному замораживанию или введению моратория по отношению к обязательной маркировке товаров, по отношению к которой уведомление пока в Комиссию не поступило. То есть мы предлагаем на определенный срок, не короткий срок, чтобы не создавать дополнительной нагрузки для бизнеса,) объявить мораторий на введение маркировки по новым группам товаров.  

Курганский Максим Витальевич: Я думаю, что это будет обсуждаться и рассматриваться. Есть определенные переносы с точки зрения пилотов проектов. С точки зрения той маркировки, которая уже внедрена - глупо, наверное, ее переносить или какие-то отсрочки давать. Во-первых, бизнес уже в это вложился. Как производители, так и импортеры, и розница. Это уже настроено и работает. По новым группам есть уже определенные отсрочки.


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 2227
  • Комментарии 3
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
15:58 23.05.2022
Маркировка - это дорого для производителя, особенно если это серийное поточное производство. Сколько оборудования и часов программирования нужно, чтобы поставить на поток? А эффект? Для чего нужна маркировка молока? Спросите у людей, сколько раз они смотрели на DataMatrix код, чтобы узнать производителя? Что человек увидит? Если молоко кислое, или вкус не понравится,так проще выкинуть и не покупать у этого производителя. А не рассматривать этот код. Понятна маркировка по шубам, лекарствам, алкоголю, табаку, детским игрушкам - это или дорогие товары, или с большим количеством подделок. Но вот вспомнить поддельных шин как-то не получается, тоже вопрос, моторное масло более актуально. Выявлять продавцов незарегистрированных или производителей? Например по молоку вы душите мелких производителей, которые не могут купить такого оборудования. Как и мелкие магазины в регионах, которые находятся на грани выживания. Так что прежде чем засовывать товар под маркировку, надо хорошо подумать.
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
16:38 23.05.2022
А вы посмотрите кто хозяин генерации этих знаков и станет ясно, что является важным элементом преодоления экономической турбулентности... )
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
16:41 23.05.2022
Что мешает довести процедуру на СВХ? Хотя бы в этом плане сделайте послабление.
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha