Альта-Софт - 25 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
Мнение эксперта

Категорирование участников ВЭД

Категорирование участников ВЭД
Фото: Ассоциация европейского бизнеса
Алексей Сизов, Taxology
г.

Стенограмма выступления Алексея Сизова, XVI Ежегодная таможенная конференция «Таможня и бизнес: адаптация сотрудничества к новым условиям», Ассоциация европейского бизнеса, ноябрь 2022.

Для начала я напомню, что такое институт категорирования. Как мы все знаем, таможенный контроль основан на принципе его выборочности. Эта выборочность обеспечивается за счет применяемой таможенными органами системы управления рисками. Категорирование – это один из механизмов системы управления рисками, направленный на оценку субъектов внешнеэкономической деятельности; разделение импортеров и экспортеров на лица с низкой, средней и высокой категорией риска.

Хотел бы начать с нормативного регулирования данного института. Оно, надо сказать, достаточно скудное. Это одна статья Таможенного кодекса ЕАЭС, одна статья Федерального закона «О таможенном регулировании» № 289-ФЗ, которая предусматривает, что все те нормы, которые так или иначе связаны с категорирование, должны быть установлены нормативным правовым актом Министерством финансов РФ. Действительно такой нормативный правовой акт был принят во исполнение данной нормы. Он заменил собой предшествующий документ, который был принят на уровне ФТС России.

По старому таможенному законодательству за нормативное регулирование вопросов категорирования отвечала Федеральная таможенная служба, в настоящее время это делает Минфин России. Приказом Минфина №29Н (далее – Приказ), принятым во исполнение соответствующих норм Закона № 289-ФЗ, установлены правила, касающиеся категорирования, в частности, порядок проведения категорирования, его формы, критерии деятельности проверяемых лиц, условия отнесения к различным категориям риска и порядок проведения контроля.

Единственное, что данным приказом не установлено - это методика оценки критериев деятельности категорируемых лиц. Почему я заостряю на этом внимание - расскажу немного позже.

Приказ написан достаточно сложно, с отсылочными нормами. Но, если сделать «выжимку» из того, что имело ввиду Министерство финансов, устанавливая те или иные аспекты категорирования, то кратко получается так.

Во-первых, анализ информации о деятельности категорируемых лиц осуществляется за два предшествующих года их внешнеэкономической деятельности, проведение категорирования осуществляется ежеквартально. То есть к 25 числу последнего месяца текущего квартала ФТС России, которая администрирует вопросы категорирования, делает «отсечку» по тому, в какой категории остается то или иное лицо. «Точкой отсчета» являются условия, в соответствии с которыми лицо может быть отнесено к низкой категории риска (к чему мы все стремимся).

Я постарался выделить две группы условий отнесения лиц к той или иной категории. Одну из них можно назвать базовой, вторую – квалифицирующей.

Базовые условия – это: 

  1. Отнесение к низкому уровню налогового риска. Как мы знаем, ФНС также осуществляет налоговое категорирование налогоплательщиков и в рамках межведомственного обмена информацией между ФНС и ФТС соответствующие данные приходят в ФТС. 
  2. Общее количество выпущенных деклараций за определенный период. 
  3. Наличие статуса юридического лица. 
  4. Низкий уровень риска по методике оценки критериев, которая по-прежнему не установлена нормативным актом Минфина, то есть она отсутствует в открытых источниках информации, доступных для категорируемых лиц. Безусловно, эта методика в каком-то виде присутствует в виде приказов для служебного пользования, но вопреки тому, что она должна быть установлена нормативным правовым актом Минфина, ее, повторюсь, нет. 

В том случае, если не соблюдаются базовые условия, которые я перечислил, то категория риска меняется либо на среднюю, либо на высокую. Причем она такой остается до конца квартала, то есть до конца контрольного периода.

Вторая группа условий - это так называемые квалифицирующие условия. Здесь уже немного проще и понятнее. Контроль за соблюдением таких условий осуществляется ежедневно. Это такие условия, как:

  • отсутствие неисполненной обязанности по оплате таможенных платежей,
  • исполнение лицом обязанностей в рамках проводимой таможенной проверки,
  • ненахождение в стадии ликвидации или прекращения деятельности,
  • отсутствие неисполненных обязанностей по уплате административных штрафов,
  • в отношении товаров, в связи с перемещением которых возбуждено уголовное дело и по которому приговором суда подтвержден факт уклонения от уплаты таможенных платежей, лицо не должно выступать отправителем, получателем либо декларантом.

В части соблюдения этих условий немного проще, потому что в том случае, если условия не соблюдаются, то в отличие от базовых условий, где изменение категорирования идет до конца квартала, здесь возврат в низкую категорию риска осуществляется сразу после устранения таких причин. То есть, условно говоря, в полночь информация в ФТС обновилась, и участник ВЭД, в случае устранения причин, послуживших основанием для изменения категории, опять возвращается в низкую категорию риска.

Что касается критериев категорирования. В Приказе перечислены все критерии категорирования, которые также используют таможенные органы, помимо тех, что я перечислил их еще достаточное количество. Всего 31 критерий. Я постарался их сгруппировать, и чтобы сэкономить время, можно их разнести на 4 основные группы. 

Первая группа – это организационные критерии, например, размер уставного капитала или общий период осуществления деятельности. 

Вторая группа – это критерии, связанные с исполнением обязательств по уплате таможенных платежей в самом широком смысле слова. Это касается и принятия решения таможенными органами об изменении таможенной стоимости, начисления таможенных платежей, доначисления таможенных платежей по результатам постконтроля и т.д. То есть целая группа критериев, которые связаны именно с таможенными платежами.

Третью группу критериев можно условно назвать правоохранительной. Это, например, такие критерии как количество возбужденных дел об административных правонарушениях. 

И четвертая группа критериев – это критерии, основанные на информации из других органов. Например, информация, полученная от налоговой службы в рамках информационного обмена, информация от органов или агентов валютного контроля о наличии в деятельности лица сомнительных валютных операций.

Исчерпывающий перечень критериев перечислен в Приказе Минфина № 29-н.

Хотелось бы отметить, что нормативной базы по регулированию института категорирования, безусловно, недостаточно. Или, если быть точным, она достаточно несовершенна. Почему я об этом так категорично заявляю? Дело в том, что в рамках Комитета по таможне и транспорту Ассоциации европейского бизнеса существует рабочая группа по категорированию, в составе которой есть и представители бизнеса, и консультанты. Время от времени в рамках работы в данной группе мы с коллегами обсуждаем нормы Приказа 29-н, как они могут быть истолкованы и применены таможенными органами на практике, разбираем реальные кейсы, с которыми сталкиваются категорируемые лица, и которые иногда приводят к изменению категорий с низкой категории риска на среднюю.

Если обобщить основные проблемы, как с регулированием, так и с правоприменением института категорирования, то они следующие.

Во-первых, отсутствие нормативного правового акта по методике оценки критериев, несмотря на то, что в соответствии с законом о таможенном регулировании и с самим же Приказом № 29-н такая методика, утвержденная нормативным правовым актом Минфина, то есть актом, размещенном в открытом доступе для всех заинтересованных лиц, должна быть.

Второе. Если внимательно разбирать все критерии, проецировать, как они могут быть применены таможенными органами, то мы с коллегами неоднократно приходили к выводу, что часть критериев являются дублирующими друг друга. Что это значит? Это значит, что при наличии одних и тех же обстоятельств могут срабатывать два и более критерия, которые влияют на категорирование. То есть в 2 или в 3 раза повышается вероятность того, что из-за одной причины категорируемое лицо может «слететь» в среднюю категорию риска.

Третье. Необъективность критериев для категорирования. Например, один из критериев – это исполнение обязанностей в рамках таможенной проверки. Это значит, что если в отношении категорируемого лица проводится таможенная проверка, оно обязано исполнять свои обязанности, в том числе по предоставлению сведений и документов по запросу и требованию таможенного органа. Почему я привожу этот пример? Потому что один из моих доверителей однажды столкнулся с такой ситуаций, что в ответ на требование, состоящее из 60+ пунктов, на один пункт был предоставлен по ошибке контракт с иными реквизитами, нежели запрашивался. В итоге это привело к изменению категорирования. Только по тому основанию, что «раз вы не предоставили по требованию таможенного органа в рамках таможенной проверки запрашиваемый документ, не исполнили обязанности проверяемого лица, значит это является причиной для изменения вашей категории». Это реальный кейс. Но здесь надо сделать поправку, что все-таки в ФТС работают благоразумные люди, и они многие нормативные недочеты и огрехи неким образом корректируют своими действиями. Но порой система управления рисками срабатывают таким образом, что без каких-либо веских причин у проверяемого лица, которое «белое и пушистое» меняется группа категорирования и из «зеленого сектора» оно улетает в «желтый».  

Следующая проблема – это постоянные отсылки в тексте Приказа к тем критериям, которые проверяемым лицам не известны. Например, налоговое категорирование является закрытым, а вместе с тем – это один из критериев, который влияет на таможенное категорирование. 

Еще одна проблема – это нарушение принципа соотносимости «штрафных» операций участника ВЭД к общему объему совершаемых им таможенных операций. Допустим, если взять такой критерий как таможенные платежи, начисленные по результатам таможенной проверки или, например, соотношение количества дел об административных правонарушениях к общему количеству поданных таможенных деклараций. Данный критерий так и сформулирован – «количество дел». Если, например, критерий «сумма назначенных штрафов» более или менее объективный, то когда речь идет о количестве дел в соотношении к общему количеству таможенных деклараций, то здесь возникает некая диспропорция. Потому что в деятельности любого крупного юридического лица может быть достаточное количество незначительных дел об административных правонарушениях с наказанием в форме предупреждения за непредставление документов, или недостоверное декларирование с назначением штрафа в 5 тысяч рублей, которые нецелесообразно обжаловать, но которые будет влиять на категорирование.

В завершении хотелось бы также отметить скорее технический момент, с которым сталкиваются категорируемые лица – это отсутствие механизма обратной связи. Имеется в виду, что об изменении своей категории категорируемое лицо узнает из других признаков. Например, начались досмотры товаров, запросы документов - значит, улетел в среднюю категорию риска. Дальше нужно выяснить почему, где и что участник ВЭД мог нарушить. То есть если бы, допустим, в личном кабинете участника ВЭД сразу же загружалась информация, что у него изменилась категория с указанием причины - это для всех было бы гораздо проще. Но этого нет. И обратная сторона медали, это то, что, узнав, например, об изменении категории, участник ВЭД не имеет возможности быстро все исправить. Во-первых, нужно узнать причину, во-вторых, нужно угадать при ее исправлении - та ли это причина, в-третьих, все исправив, надеяться, что это причина – критерий квалифицирующего характера, то есть категория изменится поменяется на следующий день после исправления, а не сохранится до конца квартала.
 

Постановления 311, 312, 313. Подборка

Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 2394
  • Комментарии 2
  • Новость полезна? 0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
11:21 14.12.2022
Добрый день.
Есть ли какой-либо ресурс, на котором можно посмотреть, в какой категории на данный момент находится моя компания?
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
13:56 14.12.2022
Посмотрите в личном кабинете ФТС.
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.