Альта-Софт - 25 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
Мнение эксперта

УЭО: типовые требования к системе учета товаров

УЭО: типовые требования к системе учета товаров
Фото: Ассоциация европейского бизнеса
Сергей Валентинович Владимиров, Директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии
г.

Стенограмма выступления С. В. Владимирова, XVI Ежегодная таможенная конференция «Таможня и бизнес: адаптация сотрудничества к новым условиям», Ассоциация европейского бизнеса, ноябрь 2022.

«Спасибо большое, я рад всех приветствовать на этом мероприятии. Хотелось бы сразу сказать о той работе, которую мы ведем, чего мы на сегодня достигли и, соответственно, какие цели преследуем. 

Одной из важнейших задач, решаемых таможенным блоком Евразийской экономической комиссии, является реализация стратегических направлений евразийской экономической интеграции до 2025 года, которая завязана, прежде всего, на возможность использования передовых цифровых технологий в таможенное администрирование. Применение технологий электронного декларирования, прежде всего, позволило упростить порядок совершения таможенных операций, сократить время проведения этих операций. 

Также мы продолжаем работу по дальнейшему совершенствованию риск-ориентированного подхода к выбору объектов контроля с учетом смещения акцентов таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап после выпуска товаров в отношении, прежде всего, высоконадежных компаний. Для этого необходимо разрабатывать и последовательно менять практику, новые технологии в этой области. И сегодня есть определенные инициативы как на уровне Союза, так и на уровне государств – членов Евразийского экономического союза. Институт уполномоченных экономических операторов является оптимальной платформой для внедрения новых технологий, поскольку они относятся к категории низкого риска и с которыми у таможенных органов государств – членов Евразийского экономического союза налажено тесное взаимодействие. 

В условиях применения Таможенного кодекса институт уполномоченных экономических операторов функционирует уже 4 года. Расширен круг лиц, которые могут получить статус уполномоченных экономических операторов, а также перечень упрощений. Появились новые условия включения в Реестр уполномоченных экономических операторов, либо усовершенствован подход к уже ранее существующим. Так одним из условий является наличие у оператора системы учета товаров, отвечающей национальным требованиям. Суть самого условия содержится непосредственно в подпункте 7 пункта 1 статьи 433 Таможенного кодекса. Это обеспечение возможности сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций со сведениями о проведении хозяйственных операций с товарами непосредственно в бухучете уполномоченного экономического оператора. Это позволяет, прежде всего, убедиться в достоверности заявляемых сведений, в том числе, при таможенном декларировании товаров с применение упрощений и обеспечить некую документальную прослеживаемость этих товаров. Данное условие затрагивает, прежде всего, бухгалтерский учет и учетную политику, которые применяет непосредственно сама организация, включенная в Реестр уполномоченных экономических операторов. Такие положения не являются абсолютно новыми, они существовали и ранее, как в предыдущем Таможенном кодексе Таможенного союза, так и в более ранних актах Российской Федерации.

Принципиальным нововведением, наверное, на что я хотел бы обратить ваше внимание на сегодня, это является доступ к указанным сведениям таможенного органа, в том числе, удаленно. Как раз предоставление таможенным органам доступа для автоматизированной выборки сведений из системы учета уполномоченного экономического оператора, с одной стороны, и эффективное использование этих сведений непосредственно самим таможенным органам, с другой стороны, является ярким примером результативного внедрения информационных технологий в настоящее время.

Сразу хочу отметить, что данное условие не является только нашей особенностью, оно отражается также и в международной практике. Если проанализировать положения Киотской конвенции, Рамочных стандартов безопасности и упрощения мировой торговли Всемирной таможенной организации, а также Балийского соглашения Всемирной торговой организации, то наличие такой системы является общепризнанным стандартом для уполномоченных экономических операторов. Поэтому во многих странах это условие уже реализовано, в частности, в странах Европейского союза это условие также есть, в них институт уполномоченных экономических операторов получил существенное развитие. Хотел бы обратить внимание, да, действительно, в Европейском союзе количество уполномоченных операторов на сегодня уже более 14000. Нам, конечно, сегодня, как Евразийскому экономическому союзу, похвастаться нечем, поскольку наибольшее количество уполномоченных экономических операторов зарегистрировано это в Республике Беларусь, в Российской Федерации - около 500, в Республике Казахстан - 14, Киргизской Республике - 2, в Республике Армения, к сожалению, уполномоченных экономических операторов на сегодня нет. Но работа в данном направлении ведется всеми пятью странами, хотелось бы обратить на это ваше внимание.

Разница может быть непосредственно в практике реализаций данных положений ввиду отсутствия каких-либо конкретных правил, либо разъяснений, либо руководства непосредственно Всемирной таможенной организации. Поэтому правоприменительная практика реализации такого условия в разных странах может отличаться в большей степени и основана на определенной субъективной оценке такой системы. Аналогичная ситуация из требования к финансовой устойчивости, которая в международной практике также общепризнана. Но при этом четких правил ее определения для таможенных целей нет, что способствует субъективному подходу и различному толкованию. В рамках Союза нам удалось это избежать, хотелось бы обратить тоже на это внимание, поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 433 Таможенного кодекса в 2017 году разработан и утвержден Решением Совета Комиссии №65 Порядок определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в Реестр уполномоченных экономических операторов. Таким образом, были обеспечены единообразные подходы по соблюдению этого условия на всей территории Евразийского экономического союзе. Надеюсь, что в перспективе мы аналогичным образом сможем решить проблему с требованиями к системе учета товаров, несмотря на некоторые объективные сложности.

Вернемся непосредственно к данным требованиям. Конкретные требования должны быть определены в национальном законодательстве с учетом обозначенной Таможенным кодексом цели о сопоставимости сведений. В Кодексе есть также норма, что Комиссия вправе определять типовые требования к системе по учету товаров уполномоченного экономического оператора, то есть Комиссия может утвердить некий ориентир, которым будут впоследствии руководствоваться при определении соответствующих требований на уровне национального законодательства. Поэтому, наличие типовых требований в системе учета товаров будет способствовать, прежде всего, единообразию в рамках Евразийского экономического союза.

Ввиду актуальности данного вопроса Комиссия приступила к разработке типовых требований в системе учета товаров. Модератором сегодня было обозначено, что уже они есть, но на самом деле мы работаем над этими типовыми требованиями и надеемся, что в том числе с участием бизнеса и представителей уполномоченных государственных органов завершим эту работу. И эти типовые требования будут как раз теми рамками, теми ориентирами, которые позволят в дальнейшем применять их, в том числе как в рамках условия включения в Реестр уполномоченных экономических операторов. 

Ввиду актуальности данного вопроса, Комиссия приступила, как я вам уже сказал, к разработке типовых требований. Буквально недавно, месяц назад состоялось предметное обсуждение проекта решения на рабочей группе по уполномоченным экономическим операторам. Активными участниками переговорного процесса по данному вопросу являются представители как госорганов, так и бизнес-сообщества. И Комиссия в этом плане достаточно открыта и дает высказаться всем заинтересованным лицам. Переговорный процесс, судя по состоявшимся обсуждениям, ожидается сложным, но, думаю, мы постепенно придем к результату, так как уже у нас имеется опыт по финансовой устойчивости.

По нашему мнению, типовые требования должны предусматривать определения 4-х основных вопросов. Первое - это объекты учета. Второе – состав сведений, который должен формироваться в системе учета в автоматическом либо автоматизированном режиме и к которому должен иметь доступ в удаленном режиме таможенный орган. Источники таких сведений и способ, которым таможенный орган может получить удаленный доступ к указанным сведениям. Предполагается, что объектами в системе учета будут товары, ввозимые на таможенную территорию Союза или вывозимые с такой территории, и помещенные под таможенную процедуру. Ввозимые товары будут являться объектами учета с момента принятия их к бухгалтерскому учету и до убытия товаров с бухгалтерского учета, в том числе, в связи с отпуском в производство. Вывозимые товары – с момента помещения под таможенную процедуру до убытия товаров с учета уполномоченного экономического оператора. Сведения, к которым таможенный орган может получать доступ, по нашему мнению, это прежде всего, основные сведения из декларации на товары, это номер декларации на товары, номер товара в декларации на товары, весовые и стоимостные характеристики товаров, сведения о товарах из бухгалтерского и складского учета, по какому документу первичного бухгалтерского учета товар принят к бухгалтерскому учету, по какой стоимости и в каком количестве, количество выбывшего товара и данные о текущем размещении остатков товаров. Предлагается также установить вариативность выбора способа, которым будет обеспечиваться удаленный доступ таможенным органам к указанным данным. Например, это может быть прямой доступ к системе учета с определенными правами доступа, регулярное размещение сведений в Личном кабинете уполномоченного экономического оператора в информационных ресурсах таможенного органа, предоставление доступа к сведениям, размещенным во внешних информационных ресурсах, это может быть витрина данных, сервисы облачного хранения данных и т.д. Такая вариативность устанавливается для того, чтобы не ограничивать бизнес в техническом решении данного вопроса, а наоборот обеспечить гибкость. 

В завершение своего выступления я бы хотел отметить, что разрабатываемый документ является не совсем ординарным для таможенной практики, так как затрагивает вопросы бухгалтерского и складского учетов, что сопряжено с определенной спецификой и, одновременно, сложностью первоначального понимания. Но это перспективное направление развития таможенных технологий с учетом того, какое важное место отводится уполномоченному экономическому оператору в современной системе таможенного администрирования, я думаю, объяснять не стоит. Мы возлагаем очень большие надежды именно на институт уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе. 

С учетом смещения акцентов на постконтроль возможность использования системы учета товаров для активизации процессов таможенного оформления и таможенного контроля видится чрезвычайно перспективной. И опять же, обращаясь к стандартам Всемирной таможенной организации и практике ряда стран, можно к этому условию относиться, как к некоему катализатору для расширения преимуществ уполномоченного экономического оператора. Здесь есть ряд таких перспективных упрощений, в том числе, возможность декларирования с использованием системы учета товаров, особенности проведения таможенного контроля после выпуска товаров, так называемый аудит. Мы, во всяком случае, видим такую перспективу, и наша с вами общая цель – это развитие института уполномоченных экономических операторов до тех показателей, которые сегодня имеются у наших основных торговых партнеров. 

Совершенствование системы упрощений и условий взаимодействия с бизнесом – это залог успеха в этом процессе. Здесь хотел бы обратиться, прежде всего, к бизнесу с просьбой, чтобы вы рассматривали этот инструмент не как обременение, а как новую возможность для оптимизации совершения таможенных операций и активно принимали участие в работе на площадке рабочей группы по уполномоченным экономическим операторам.

Спасибо за внимание».

Постановления 311, 312, 313. Подборка

Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 1334
  • Комментарии 0
  • Новость полезна? 0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.