Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

Почему Incoterms 2020® лучше предыдущей редакции и как это применимо с учетом новых логистических цепочек? 

Нина Вилкова, Руководитель Рабочей группы ICC Russia по разработке Incoterms® 2020, врио Председателя Арбитражной комиссии ICC Russia, профессор кафедры международного частного права, ВАВТ
г.

Стенограмма выступления Нины Вилковой на конференции «Incoterms, международный контракт, логистика поставок», организованной Российским национальным комитетом Международной торговой палаты – Всемирной организации бизнеса (ICC Russia).

Начиная с 1980 года Incoterms меняется каждые 10 лет. Скептики задаются вопросом, зачем так часто? Действительно, основные для морских перевозок термины FOB/CIF возникли в 1990-е годы и сохраняют свое значение (перевозки морем в мировой торговле занимают более 80%), определяя порядок перехода рисков и обязанности продавца и покупателя. Хотя изменяются категории судов (roll-on/roll-off, контейнеровозы, рефрижераторы, танкеры, балкеры) и их маршруты, особенности экспортно-импортной очистки, но существо терминов FOB/CIF, зафиксированных в Incoterms всех редакций, сохраняется. За более чем 87 лет действия Incoterms в связи с ростом вариантов доставки товаров (железнодорожный, автомобильный, авиатранспорт), с контейнерной революцией, цифровизацией возникли новые термины, обеспечивающие мировую торговлю. 

Важное значение имеют нововведения, включенные в редакцию Incoterms 2020®, по сравнению с редакцией 2010. И это не только разница объема страхования готовых изделий и насыпных/наливных грузов, включение термина DPU (вместо DAT). 

Во вступительном слове к Incoterms 2020® Генеральный секретарь ICC Джон Дентон подчеркивает, что ссылка на термин Incoterms 2020® в договоре купли-продажи товаров ясно определяет обязанности сторон, касающиеся таких вопросов, как риски, стоимость, организация транспортировки и таможенного оформления, снижая тем самым вероятность юридических осложнений. Важным является включение в термин FCA при смешанной перевозке положение о коносаменте с бортовой пометкой; возможность организации перевозки собственными средствами продавца или покупателя по FCA, DAP, DPU, DDP; включение требований безопасности в обязательство доставки товара и в расходы по перевозке.   

Почему это важно? И вообще, зачем нужен Incoterms? Можно ли без него эффективно исполнять договоры купли-продажи? Ведь до принятия ICC в 1936 г. этого документа без него обходились. Поэтому вы можете себе представить, сколько всего нужно было всего предусмотреть в договоре купли-продажи, чтобы все юридические, технические, коммерческие, логистические вопросы, отраженные в 10 пунктах каждого термина Incoterms, были реализованы надлежащим образом. Поэтому понятно, что работа, которую провела ICC, Международная торговая палата (Incoterms – первый продукт ICC), высоко оценена бизнес-сообществом, пользуется большим спросом и уважением. Сегодня не найти международного или внутреннего договора купли-продажи, в котором отсутствует ссылка на избранный сторонами термин Incoterms.

В обширном Введении, написанном Чарльзом Дебаттиста и представляющим полезный его комментарий как специалиста со значительным опытом подготовки редакций Incoterms 2020, 2010 и 2000, отмечаются следующие новеллы: 

  • признана юридическая сила за пояснениями к каждому термину, 
  • изменен порядок статей для лучшего отражения логики сделки купли-продажи, 
  • скорректированы формулировки следующих важных для практики пунктов: а) обязанности сторон по перевозке и страхованию изложены в п. А4 и п. А5 (соответственно), повышен уровень страхования по термину СIP (оговорка А Института лондонских страховщиков); б) в п. А6/Б6 уточнено, что продавец предоставляет покупателю обычный транспортный документ в соответствии  с договором перевозки, заключенным согласно п. А4; в) в п. А7/Б7 включено не только выполнение формальностей по таможенной очистке товара, но и получение продавцом экспортной/транзитной лицензии, любого иного официального разрешения, выполнение им требований по безопасности для вывоза/транзита, предотгрузочная инспекция, и определены аналогичные обязанности покупателя; г) в п. А9/Б9 указаны  все виды расходов которые обязан оплатить продавец (А.9) и покупатель (Б.9). 

Еще очень важный момент: по условиям п. А4 CIP, CIF, CFR и CIP предусмотрены очень подробные правила по содержанию договора перевозки. В договоре купли-продажи обычно указывается аббревиатура избранного сторонами термина без конкретизации его содержания. Однако при возникновении спорной ситуации очень важно выяснить: по тому ли маршруту перевозился товар, был ли транспорт надлежащим образом подготовлен? Или же его на первом углу останавливает транспортная полиция и констатирует превышение допустимого веса перевозимого груза, задерживает трейлер и требует его замены. Естественно, возникает просрочка поставки и определение стороны, которая заключила договор перевозки (это актуально также для термина FCA).

Также в п. А5 CIP и CIF определены подробные требованию к договору страхования, который заключает продавец в пользу покупателя. Приведу один конкретный пример. Поставлявшийся из Бомбея во Владивосток товар был застрахован продавцом, но не в пользу покупателя (как это требуется по CIF Incoterms), а в пользу местного грузоотправителя, вследствие чего покупатель не смог получить страховое возмещение. В результате, когда товар (индийские сладости и иные пищевкусовые товары) случайно был выгружен в Гонконге и испортился полностью, страховом полисом покупатель не мог воспользоваться и получить возмещение за порчу товара от страховой компании. Поэтому покупатель был вынужден предъявить иск продавцу в МКАС при ТПП РФ, и арбитры констатировали нарушение продавцом предусмотренной Incoterms обязанности предоставить покупателю страховой полис, что лишило покупателя возможности получить от страховой компании возмещение стоимости испорченного груза. Поэтому арбитрами было принято решение о взыскании с продавца убытков покупателя вследствие получения им некондиционного товара. 

Другой пример: американской фирмой – продавцом оборудования российскому покупателю согласно CIP Incoterms товар был застрахован у местного страховщика, не имевшего хорошей репутации (что требуется Incoterms).  Услуги страховой фирмы дешево обошлись продавцу. На момент возникновения страхового случая и обращения покупателя к страховщику он обанкротился и прекратил деятельность. Покупатель обратился с иском в МКАС при ТПП РФ к продавцу, который не соблюдал требование CIP Incoterms о страховании. Арбитры, констатировав нарушение продавцом его обязанности по выбору надлежащего страховщика, имеющего хорошую репутацию, вынесли решение в пользу покупателя и взыскали с продавца требуемое возмещение.

Правила Incoterms 2020® в отношении представляемых продавцом покупателю документов сформулированы в п. А1/Б1 и А6/Б6

Согласно п. А1 всех терминов продавец обязан предоставить товар и коммерческий счет-инвойс в соответствии с договором купли-продажи, а также любое иное доказательство соответствия (товара), которое может потребоваться по условиям договора. Документы могут быть предоставлены в бумажной или электронной форме если это согласовано, а при отсутствии соглашения – в соответствии с обычаями делового оборота. Согласно п. А6 продавец обязан предоставить покупателю обычное доказательство того, что товар поставлен в соответствии с п. А2. Исключением является п. А6/Б6 EXW, по которому у продавца отсутствует обязанность предоставления документа поставки, тогда как покупатель обязан предоставить продавцу соответствующее доказательство принятия поставки (например, акт приема-передачи товара на складе продавца). 

Это важно при представлении в банк документов на оплату товара, в частности, по аккредитиву, так как перечень документов определен в заявлении покупателя на открытие аккредитива и предоставляемые продавцом документы должны соответствовать указанному перечню. 

Важно учитывать, что в п. А7/Б7 Incoterms 2020® включены правила, необходимые для выполнения экспортно-импортной очистки. В редакциях Incoterms 1990–2010  в обязанности продавца/покупателя, согласно п. А2/Б2, входило предоставление экспортных/импортных лицензий и иных официальных разрешений, а также осуществление продавцом выполнения всех таможенных формальностей, необходимых при вывозе товара, а покупателем – при ввозе товара. 

В Incoterms 2020® в п. А7/Б7 указанные обязанности продавца дополнены обязанностью выполнения за свой счет требований безопасности для вывоза; обязанности покупателя - обязанностью выполнения требований безопасности для ввоза, от обеих сторон требуется проведение предотгрузочной инспекции и получение любого иного официального разрешения, а также получение продавцом не только экспортных лицензий, но и лицензий, необходимых в стране транзита. 

Еще одно нововведение, очень удобное. Думаю, что те, кто уже использует данный документ в практике, с этим согласятся. Это перечисление в п. А9/Б9 всех терминов расходов продавца и расходов покупателя. Это не только сокращает время на поиск, по каким терминам отдельные виды расходов возлагаются на продавца/покупателя, но и сразу дает понимание о возможных затратах при выборе конкретного термина Incoterms 2020® и его эффективности.

Обратите внимание, что брошюра Incoterms 2020® в 2 раза объемнее, чем предыдущие. Это связано с тем, что в первый раз за все время действия этого документа предложено изложение терминов в «горизонтальной редакции», представляющей постатейный текст терминов, пункты которых излагаются последовательно. То есть, если надо посмотреть, в чем отличия CFR от FOB или от CIP и т. д., вы просто открываете соответствующий пункт и там вам все видно сразу по всем 11 терминам. Это очень удобно.

Каждая редакция имеет свою силу, можно использовать любую редакцию, которая вам нравится, поэтому здесь выбор продавца и выбор покупателя. При этом целесообразно учитывать некоторые практические аспекты реализации того или иного термина Incoterms 2020® или другой редакции.

А теперь несколько вопросов, на которые продавец/покупатель должны ответить при выборе термина. Что же здесь важно для стороны, что она должна для себя посмотреть, посчитать, определить риски и т. д.

Продавцу важно понимать следующее:

  • Готов ли он нести все расходы и риски до прибытия товара на территорию покупателя? DDU DAP DAT
  • Может ли он привезти товар в оговоренное место доставки через границу?
  • Может ли товар быть передан покупателю при наличии риска неоплаты?
  • Может ли продавец получить необходимые лицензии на импорт и выполнить импортные формальности? DDU DAP DAT 
  • Готов ли продавец нести все расходы и риски до прибытия товара в место (терминал) назначения, куда покупатель приедет за товаром? DDU DAP DAT  
  • Может ли продавец доставить товар до терминала назначения, куда покупатель приедет забрать его? DDU DAP DAT  
  • Готов ли продавец заключить договор перевозки и оплатить фрахт до согласованного места назначения (без гарантии прибытия?) CIP CPT
  • Является ли пункт назначения морским портом?
  • Перевозятся ли товары по коносаменту (или необоротной морской накладной)?
  • Товар отправляется в контейнере? 
  • Готов ли продавец доставить товар в оговоренное место международной/основной отправки и выполнить все формальности при экспорте
  • Доставляются ли товары в контейнере, самолетом, грузовиком, по железной дороге или несколькими видами транспорта?
  • Товар передается перевозчику (капитану) на борту судна?

Покупателю важно понимать следующее:  

  • Готов ли он нести все расходы и риски с момента получения товара на складе продавца? EXW
  • Сможет ли он погрузить товар со склада продавца? EXW
  • Сможет ли он получить необходимые экспортные, транзитные и импортные лицензии и выполнить соответствующие таможенные формальности? EXW 
  • Может ли он получить необходимые экспортные лицензии и выполнить все экспортные и транзитные формальности? FCA CPT CIP
  • Готовы ли вы организовать основную перевозку (включая консолидацию), оплатить фрахт и нести риск случайной гибели/случайного повреждения груза до прибытия в согласованное место назначения? DAP DPU DDU 
  • Товар доставляется воздушным, железнодорожным, автомобильным или контейнерным транспортом?
  • Принимает ли покупатель на себя все риски с момента передачи товара перевозчику на терминале?
  • Принимает ли покупатель иной транспортный документ, кроме оборотного коносамента?
  • Принимает ли покупатель на себя риски с того момента, как товар предоставлен рядом с морским судном? FAS
  • Принимает ли покупатель на себя риски с момента получения капитаном товара на борт корабля? FOB CIF CFR
  • Готов ли покупатель нести риски случайной гибели/случайного повреждения товара при транспортировке, если за организацию и оплату доставки до оговоренного места отвечает продавец?
  • Товар доставляется воздушным, автомобильным, железнодорожным или контейнерным транспортом?
  • Принимает ли покупатель на себя риски с момента сдачи товара в терминале отправления?
  • Принимает ли покупатель все риски с момента размещения товара на борту судна?
  • Является ли пункт назначения терминалом, куда продавец прибудет за товаром?
  • Готов ли покупатель растаможить товар для ввоза в стране назначения?

Ответив на указанные вопросы, российскому экспортеру/импортеру целесообразно обратить внимание на сегодняшние вызовы: 
Первое – что выбрать: расходы и риски до прибытия товара на территорию покупателя - термины группы D или расходы и риски до момента передачи товара покупателю на складе продавца EXW.

Далее, можете ли вы привезти товар в оговоренное место доставки через границу, каким образом товар можно экспортировать или каким образом его импортировать, чтобы он был доставлен по месту назначения.

Далее, риск неоплаты товара после его передачи покупателю. Средство защиты продавца в виде сохранения за продавцом права собственности на товар до полной его оплаты покупателем отражено в брошюре ICC Retention of Title - A Practical Guide to Legislation in 37 countries, ICC publication № E801E, а также в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 491 ГК РФ в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрено, что право собственности на переданный покупателю товар сохраняется за продавцом до оплаты товара или наступления иных обстоятельств, покупатель не вправе до перехода к нему права собственности отчуждать товар или распоряжаться им иным образом, если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из назначения и свойств товара

В случаях, когда в срок, предусмотренный договором, переданный товар не будет оплачен или не наступят иные обстоятельства, при которых право собственности переходит к покупателю, продавец вправе потребовать от покупателя возвратить ему товар, если иное не предусмотрено договором. 
  
Если у вас небольшие партии это может быть не критично, но если у вас крупные поставки оборудования, крупные поставки иных товаров, то, конечно, правило Retention of Title может быть полезным. 

Далее, можете ли вы получить необходимые лицензии на импорт, выполнить импортные формальности? С одной стороны, термины DAT, DPU, DDP выгодны для продавца, поскольку в целом контрактная цена возрастает, но с другой стороны – исполнимы ли сегодня требования этих терминов, возлагающие на продавца получение лицензии на импорт, выполнение по DDP импортных формальностей. 

Аналогично по указанным трем терминам на продавца возлагаются все расходы и риски до прибытия товара в место назначения, куда покупатель приедет за товаром. Поэтому важно оценить, что выгодно продавцу при продаже товара – снять с себя риск, скажем так, в кратчайший момент с даты поставки или нести его как по термину D, до прибытия товара в пункт назначения до передачи его покупателю. Или лучше использовать EXW, CFR, FOB, FCA и т. д. И почему это важно? 

О каких рисках идет речь и что означает переход рисков с продавца на покупателя? При передаче (transfer of goods) товара по любому термину Incoterms 2020® с продавца на покупателя переходит риск случайной гибели, случайного повреждения товара, что бывает в период транспортировки.  Например, в период перевозки товар утонул, если риск случайной гибели перешел на покупателя, он обязан уплатить цену товара.  Выбирая термины группы C, D, продавец и покупатель должны учитывать, что риск случайной гибели, случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента помещения товара на борт судна или с момента передачи его перевозчику, именно случайности, могущие произойти во время транспортировки, и относятся к указанным рискам.  

При морской перевозке товарораспорядительным документом является морской коносамент, им же подтверждается дата поставки товара (дата поставки – дата коносамента, указывается в контрактах), и факт передачи товара перевозчику в состоянии, отвечающем требования контракта (чистый бортовой коносамент). Например, по CIP или CIF передан товар первому основному перевозчику, риски перешли на покупателя. Дальше – не доставлен товар или доставлен, в повреждённом виде или с недостачей – это проблема покупателя. Он будет ее решать не с продавцом, а с перевозчиком.

Оборотный, необоротный морской коносамент. Это зависит от того, является перевозка прямой или смешанной. 

То же самое в отношении контейнеров. Обратите внимание, что в Incoterms 2020® прежний термин «Поставка на терминале» DAT изменен на термин «Поставка с выгрузкой» в согласованном пункте DPU.

В зависимости от того, с какой страной, с каким контрагентом сегодня осуществляется поставка и какие логистические цепочки используются, анализ этих терминов Incoterms 2020® имеет очень важное значение.

Спасибо за внимание.


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 3919
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha