Главные препятствия для развития торгово-экономического сотрудничества между Россией и Индией — сложный геополитический фон и торговый дисбаланс, вызванный избыточным количеством накопленных Москвой рупий. Такие выводы содержатся в докладе Российского совета по международным делам (РСМД) «Российско-индийские отношения в более широком геополитическом контексте» (есть в распоряжении РБК).
Как отмечают авторы, несмотря на рост торгового оборота между Россией и Индией в последние два года, существуют опасения, что эта тенденция пойдет на спад из-за сложного геополитического контекста. «Год за годом Москва все больше разворачивается на восток, укрепляя свои связи с Китаем, в то время как Нью-Дели разворачивается на запад, укрепляя связи с США. Если эта тенденция сохранится, то две дружественные страны в конечном итоге могут оказаться в противоположных геополитических и экономических блоках, разделив евразийское пространство на две части», — говорится в документе. Реализация такого сценария затруднит не только развитие и расширение двусторонних связей, но даже их поддержание на текущем уровне.
В 2022/23 финансовом году товарооборот между Индией и Россией достиг рекордных $49,3 млрд, превысив цель в $30 млрд к 2025 году, поставленную главами двух государств в 2014-м. На топливо и удобрения пришелся 91% от этого объема. Россия впервые в истории вошла в тройку крупнейших торговых партнеров Индии и уступила лишь США и Китаю.
Вопреки пандемии COVID-19 и отключению России от SWIFT Москве и Дели удалось рекордно нарастить объем двусторонней торговли. Этому в том числе способствовала разработка альтернативных платежных механизмов, позволяющих обойти санкции, среди этих механизмов эксперты называют взаиморасчеты в национальных валютах и бартерную торговлю. Стороны работают над новыми цифровыми финансовыми инструментами, в том числе в рамках БРИКС, что позволит и дальше наращивать товарооборот, полагают в РСМД.
Однако увеличение доли взаиморасчетов в национальных валютах создает серьезные сложности: торговый дефицит (индийский экспорт составил всего $3,1 млрд в 2022/23 финансовом году) привел к тому, что у России накопился большой излишек рупий, которые ей крайне сложно потратить. По мнению индийских и российских экспертов, участвовавших в составлении доклада, это одна из наиболее сложных проблем, стоящих между двумя странами и значительно затрудняющих их торговые расчеты.
Важнейшую роль в развитии торговли способны сыграть упрощение таможенных процедур и развитие логистики, в первую очередь Северного морского пути и транспортного коридора «Север — Юг», который ощутимо сократит сроки доставки грузов. Сейчас на то, чтобы доставить груз из Санкт-Петербурга в Мумбаи через Суэцкий канал, уходит от 30 до 45 дней; с полноценным запуском коридора «Север — Юг» на это понадобится от 15 до 24 дней.