Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Внешнеэкономические новости

Информационное межведомственное взаимодействие в ЕАЭС при совершении таможенных операций

К настоящему времени для проведения работы по организации межгосударственного межведомственного взаимодействия ЕЭК на уровне экспертов таможенных служб государств – членов ЕАЭС согласовала список из 30 разрешительных документов. На их выдачу уполномочены порядка 33 органов государственной власти.
г.

22 октября в рамках деловой программы XVI Международной выставки «Таможенная служба – 2015» Евразийская экономическая комиссия совместно с Федеральной таможенной службой провели круглый стол «Информационное межведомственное взаимодействие в ЕАЭС при совершении таможенных операций». В работе круглого стола приняли участие представители Департамента таможенной инфраструктуры ЕЭК, ФТС России, Департамента информационных технологий и связи Правительства России, Российской таможенной академии, НИИ Российской таможенной академии, Министерства финансов Республики Армения.

Главной темой обсуждения стали вопросы информационного межведомственного взаимодействия на национальном уровне: текущее состояние, возникающие проблемы, перспективы в рамках совершенствования таможенного декларирования и осуществления государственного контроля в пунктах пропуска, а также использование механизмов интегрированной информационной системы Таможенного союза при организации межгосударственного межведомственного взаимодействия.

В ходе обсуждения участники обозначили актуальные аспекты  межгосударственного межведомственного взаимодействия в условиях интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) как наиболее значимые составляющие процесса, такие как институт предварительного информирования, внедрение автоматической процедуры регистрации таможенных деклараций, а также, не менее важный элемент совершенствования таможенного контроля – отказ от необходимости предоставления участниками ВЭД бумажных документов. Для организации декларирования без представления разрешительных документов в государствах – членах Союза сейчас последовательно проводится комплекс специальных организационно-технических мероприятий. Их цель и задача – обеспечить на практике возможность получения от уполномоченных органов исполнительной власти заинтересованными лицами в электронном виде документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.

Решая задачу по отказу при таможенном декларировании от бумажных документов, таможенные органы одновременно повышают уровень достоверности представления информации. 

Жизнь подтвердила, что в условиях интеграции существенно возросла необходимость в проведении всестороннего совершенствования таможенного администрирования.

Говоря о межведомственном информационном взаимодействии в условиях интеграции в рамках ЕАЭС, докладчик обозначил два направления организации данной работы. Первое направление предполагает организацию взаимодействия на национальном уровне, в рамках одного государства – члена ЕАЭС. Данная работа проводится странами в рамках собственных программ развития информационного взаимодействия в электронном виде. Второе направление связано с организацией межгосударственного межведомственного информационного взаимодействия на территории ЕАЭС.

К настоящему времени для проведения работы по организации межгосударственного межведомственного взаимодействия Евразийская экономическая комиссия на уровне экспертов таможенных служб государств – членов ЕАЭС согласовала список из 30 разрешительных документов. На их выдачу уполномочены порядка 33 органов государственной власти.

В указанном списке, который, по мнению экспертов ЕЭК, не является исчерпывающим, значатся лицензия на экспорт/импорт товаров, заключения (разрешительные документы) на ввоз, вывоз, транзит отдельных категорий товаров и другие документы. Предполагается, что список будет корректироваться в зависимости от изменений законодательстваправа  ЕАЭС и нормативно-правовых актов государств, входящих в него.

В Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, проект которого сейчас проходит процедуру межгосударственного согласования, предполагается закрепить специальную норму. Она будет предусматривать возможность осуществления информационного взаимодействия в электронном виде между таможенными органами каждого из государств – членов ЕАЭС и иными органами (организациями) других стран – участниц. Также будет закреплен механизм определения состава  сведений для осуществления такого обмена.

Кроме того, в пункт 2 статьи 48 «Документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций» проекта Таможенного кодекса ЕАЭС включена очень важная норма. Она предусматривает возможность не предоставлять  при таможенном декларировании участниками ВЭД таможенному органу документы, необходимые для совершения таможенных операций, если сведения о таких документах и (или) сведения из них таможенные органы могут получить из используемых ими информационных систем, а также из информационных систем государственных органов (организаций) государств – членов ЕАЭС.

Реализация указанных выше норм проекта Таможенного кодекса ЕАЭС  будет способствовать существенному сокращению времени нахождения товаров и транспортных средств в пунктах пропуска.

В рамках обсуждения вопроса использования механизмов интегрированной информационной системы ЕАЭС при организации межгосударственного межведомственного взаимодействия участники обсудили текущее состояние, сроки готовности системы. В настоящее время система находится в стадии прохождения испытания. Частично компоненты системы уже применяются. Полное функционирование зависит от законодательной базы и готовности всех органов. 

Интегрированная информационная система ЕАЭС разработана с использованием международных стандартов – СЕФАКТ ООН и ИСО 11179. Создана методика построения модели на основе базовых компонентов и аналитических выводов. Разработаны технологические документы общего процесса, такие как: Правила информационного взаимодействия, Регламент информационного взаимодействия, Описание форматов и структур электронных документов и сведений, Порядок присоединения к общему процессу. 

Определены этапы проектирования и реализации общих процессов. Разработан реестр структур электронных документов – репозиторий.

Представитель Министерства финансов Республики Армения доложил участникам круглого стола об этапах работы, достигнутых результатах и текущем состоянии интеграционных процессов в информационном межведомственном взаимодействии при совершении ВЭД в Республике Армения. В настоящее время в ЕАИС Таможенной службы Министерства финансов Республики Армения функционируют веб-сервисы автоматизированного обмена информацией с Налоговой службой, Агентством государственной регистрации юридических лиц, Службой принудительного исполнения судебных актов, а также в режиме веб-интерфейса происходит обмен и обработка информации с Министерством здравоохранения, Электронным центром лекарств и медицинских препаратов, Службой пищевой безопасности, Министерством сельского хозяйства РА.

В числе проблем обозначены такие факторы, как незнание, нежелание, нехватка ресурсов. 

В перспективе до 2017 г. – запуск веб-сервисов с Министерством транспорта и связи, Промышленной палатой, Миграционной службой, полицией, а также взаимодействие в режиме веб-интерфейса с Министерством культуры, МИД, Министерством охраны природы.

С теоретическими исследованиями технологии экономического и таможенного риск-менеджмента при межведомственном информационном взаимодействии участников ознакомил проректор по научной работе Российской таможенной академии. Была продемонстрирована научно обоснованная классификация методов управления рисками, даны характеристики микроэкономического и макроэкономического уровней матриц. Целевая функция управления рисками при таможенном регулировании и таможенном контроле представлена в виде формулы, где суммарные потери равны сумме прямых потерь плюс сумма недополученной выгоды, которые должны стремиться к минимуму. 

В ходе обсуждения вопроса расширения информационного взаимодействия как резерва эффективности таможенного контроля были рассмотрены задачи таможенных органов в условиях международной экономической интеграции; преимущества от использования ИТ в практике таможенного контроля; основные системные принципы и механизмы реализации межведомственного взаимодействия; показатели качества процесса таможенного контроля, а также основные постулаты для определения понятия «эффективность таможенного контроля».

В заключение участников ознакомили с системно-экономическим анализом обмена информацией. 


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 2562
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha