Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
Внешнеэкономические новости

Досудебный порядок обжалования решений, действий таможенных органов и его преимущества для участников ВЭД

Внесудебный порядок обжалования – это простота процедур, оперативность рассмотрения. Для досудебного обжалования необходимо только время на подготовку и подачу жалобы.
г.

«Подадим на вас в суд!» - часто эта фраза - первая реакция участников ВЭД, столкнувшихся с несправедливым, по их мнению, решением таможенных органов. Так сложилось, что судебное разбирательство рассматривается многими как наиболее действенный способ отстоять свои интересы. 

На практике оказывается, что идти в суд – долго, дорого и не всегда выгодно для участника ВЭД. Правовой отдел Ростовской таможни рассказывает о процедуре досудебного обжалования, которая может помочь сэкономить время, нервы и деньги.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов определен главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В соответствии этой главой каждый участника ВЭД может обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов. Законодательством предусмотрено два способа обжалования. Можно подать жалобу в вышестоящий таможенный орган, а можно - в суд, арбитражный суд. Использование первого способа не исключает возможности применения другого. 

Обратившись в вышестоящий таможенный орган, можно обжаловать решения таможенных органов о корректировке таможенной стоимости, по классификации товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, об отказе в выпуске товара, действия либо бездействие таможенных органов, связанные с декларированием товаров, такие как, например, нарушение порядка проведения таможенного контроля, затягивание срока выпуска товара и тому подобные.

Какие преимущества у досудебного урегулирования споров между таможенными органами Российской Федерации и участниками ВЭД и гражданами?

1. Отзыв жалобы не исключает возможности ее повторной подачи. 

Лицо, обратившееся с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может отозвать ее в любой момент до принятия решения по жалобе. Повторная жалоба по тому же поводу может быть подана в пределах установленных сроков. При отказе от иска в суде (отзыв заявления) и прекращении производства по делу повторное обращение в суд по тем же основаниям, предмету и между теми же лицами не допускается.

2. Максимальный срок рассмотрения жалобы – два месяца.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или  его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Возможно продление срока рассмотрения жалобы, но не более чем на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему эту жалобу, в письменной форме с указанием причин продления. 

Судебное разбирательство осуществляется в течение трех месяцев со дня поступления в арбитражный суд соответствующего заявления. Срок рассмотрения заявления в суде может быть продлен по мотивированному заключению судьи (до шести месяцев). А сроки рассмотрения судебных дел в апелляционной и кассационной инстанциях судов в общей сложности могут составлять до 1 года.

Практика свидетельствует о загруженности судов РФ большим количеством жалоб, в связи с чем судебное разбирательство в каждой инстанции в среднем длится 3-4 месяца.

3. Отсутствие финансовых расходов на обжалование.

При обращении в суд неизбежны расходы – оплата государственной пошлины и судебных издержек. Обращение в вышестоящий таможенный орган или к должностному лицу по поводу обжалования решений (действий) таможенных органов, должностных лиц бесплатно.

4. Экономия рабочего времени.

Разбирательство в суде требует личного присутствия при рассмотрении дела, что также приводит к дополнительным временным и трудовым затратам со стороны лица, обжалующего решение или действие таможенного органа. 

Для досудебного обжалования в вышестоящий таможенный орган необходимо только время на подготовку и подачу жалобы.

В федеральном законе о таможенном регулировании №311-ФЗ закреплен ряд требований, несоблюдение которых влечет отказ в рассмотрении жалобы. Чтобы этого не произошло важно обратить внимание на следующие моменты: 

1. Проверить, кто подает жалобу.

Обжалованию подлежат решения, действия (бездействие) таможенных органов, затрагивающие права и интересы обращающегося с жалобой лица. 

Например, в случае, если декларантом выступало одно лицо, а жалобу подает лицо, которое приобрело этот товар после его выпуска для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза, в рассмотрении жалобы будет отказано.

2. Подать жалобу в установленный срок.

Предельный срок, отведенный законодательством для подачи жалобы, составляет три месяца со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, либо со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия. 

Если жалоба не была подана в отведенный для этого срок, можно восстановить срока для обжалования. В этом случае нужно будет доказать, что пропуск срока был по уважительной причине.

3. Соблюсти требования к форме и содержанию жалобы.

  • Жалоба должна быть подана в письменной форме и собственноручно подписана лицом, обращающимся с жалобой, либо его представителем. Использование аналогов собственноручной подписи не допускается. Жалоба, поступившая по факсу, электронной почте, посредством телеграфной связи, а также с использованием для ее подписания, например, факсимиле считается поданной без соблюдения требования о ее подписании.
  • Жалоба должна содержать наименование таможенного органа, чье решение, действие обжалуются (либо должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), фамилию, имя, отчество (при наличии) либо наименование лица, обращающегося с жалобой, существо обжалуемых решений и действий (бездействия). 
  • При обращении с жалобой необходимо подтвердить полномочия лица, ее подписавшего, на обжалование решений и действий таможенных органов. 

В данном случае применяются общие правила, установленные гражданским законодательством. Так, жалоба, поданная в интересах юридического лица, может быть подписана единоличным исполнительным органом (то есть генеральным директором, директором, президентом компании).

В этом случае к жалобе необходимо приложить надлежащим образом заверенные копии уставных документов, а также документов, подтверждающих служебное положение лица. Жалоба может быть подписана и иным лицом, полномочия которого подтверждаются надлежащим образом оформленной доверенностью. Если жалоба подана лицом, полномочия которого не подтверждены, в ее рассмотрении отказывается. 

Внесудебный порядок обжалования – это простота процедур, оперативность рассмотрения, возможность определить позицию вышестоящего таможенного органа (при отрицательном результате позволит лицу, подавшему жалобу, подготовиться к судебному рассмотрению спора).

Важные новости

  • Просмотры 1239
  • Комментарии 0
  • Новость полезна? 0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.