«Общественная потребительская инициатива» обратилась с письмом к Президенту России Владимиру Путину с просьбой ввести обязательную маркировку пивной продукции в этом году и не затягивать проведение эксперимента. Копия письма есть в распоряжении ТАСС.
«Общественная потребительская инициатива» убеждена, что обязательную маркировку пивоваренной и иной алкогольной продукции средствами идентификации целесообразно ввести в текущем году, не затягивая период проведения эксперимента», - отмечается в документе.
По данным организации, на более чем 53% выпускаемой пивной продукции отсутствует обязательная информация, у 15% продукции фальсифицирован состав. Кроме того, в продукции обнаруживаются разнообразные производственные нарушениях. «В свою очередь цифровая маркировка, выступая одновременно инструментом контроля и профилактики, уже привносит свой позитивный вклад в решение аналогичных проблем на смежных рынках. В частности, после введения маркировки молочной продукции Роскачество фиксирует улучшение качества отдельных молочных товаров. Россельхознадзор в своем последнем исследовании указывает, что среди производителей сыра и масла доля предприятий, выпускающих свою продукцию с признаками нарушений, уменьшилась почти на 50%», - говорится в письме.
Его авторы отмечают, что производители опасаются фальсифицировать продукцию (добавлять растительные жиры, крахмал, занижать жирность и т. п.), зная, что каждую упаковку сыра или пачку масла можно отследить и оперативно заблокировать в случае выявления нарушений. Согласно их данным, существенно уменьшается процент контрафактных товаров в других категориях с уже введенной маркировкой: лекарствах, табаке, изделиях легкой промышленности (одежда и обувь), парфюмерии. Упрощается процесс выявления нарушений всеми вовлеченными ведомствами.
«В условиях нередко наблюдаемого покупательского ажиотажа, особенно в отношении пищевой продукции, в немалой степени обусловленного дезинформирующими и спекулятивными действиями самих хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и/или реализацию соответствующей продукции, - значимость системы маркировки и прослеживаемости товаров лишь актуализируется. Ведь, по сути, она среди прочего позволяет контрольно-надзорным органам в режиме реального времени точно определять объемы товарных запасов (остатков продукции) как на потребительском рынке в целом, так и у конкретных хозяйствующих субъектов», - говорится в письме.
При этом, по данным его авторов, длительный опыт внедрения маркировки в различных категориях показывает, что она не оказывает практического влияния на стоимость товаров для потребителей.
Маркировка пива
Эксперимент по маркировке пива проходит с 1 апреля 2021 года, в нем участвуют 267 предприятий, протестировано нанесение на все основные форм-факторы без снижения производительности линий.
12 июля Союз российских пивоваров направил письмо президенту с просьбой отложить введение в 2023 году обязательной маркировки пива. Согласно оценкам союза, из-за введения маркировки выпуск пива в РФ сократится на 20-30% с пропорциональным сокращением акцизных отчислений, себестоимость пивоваренной продукции увеличится более чем на 10%.
При этом оператор системы маркировки Центр развития перспективных технологий заверил, что за свой счет оснастит пивную отрасль оборудованием, необходимым для внедрения маркировки для всех видов упаковки.