Рассчитывать на реальное смягчение ограничений со стороны Евросоюза отечественным авиаторам все же пока не приходится. Обнародованное накануне заявление о седьмом пакете санкций подправили, удалив оттуда упоминание о «технической помощи». Поставлять запчасти для самолетов импортного производства в Россию по-прежнему запрещено.
В первоначальной версии сообщения ЕС, опубликованном 21 июля, говорилось, что России будет разрешена техническая помощь для авиационных товаров и технологий для обеспечения работы по установлению технических промышленных стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Теперь этого тезиса в тексте больше нет.
Ситуацию постарались прояснить в Европейском агентстве авиационной безопасности (EASA). Оказалось, что исключение сделано только для вопросов, связанных со взаимодействием России и Евросоюза в рамках ИКАО.
В частности, «техническая помощь» означает поддержку, связанную с ремонтом, разработкой, производством, сборкой, техническим обслуживанием, и может принимать такие формы, как инструктаж, консультирование, обучение, передача рабочих знаний или навыков или консультационные услуги, включая устные формы помощи, говорится в документах EASA. То есть по сути речь идет только об обмене информацией.
При этом все ограничения, введенные еще в марте, сохраняются. В частности, запрещается поставлять в Россию самолеты, запчасти, предоставлять техническое обслуживание и страхование.
На этом фоне может выглядеть логичной отмена нулевой пошлины при ввозе самолетов, авиадвигателей и комплектующих в Россию и возобновлении сбора НДС при продаже и производстве самолетов. Если нечего ввозить, то зачем нужны льготы. О том, что такие шаги минтранс обсуждает с авиакомпаниями, сообщили «Известия» со ссылкой на письмо министерства участникам рынка. В минтрансе эту тему не комментируют, в минфине также не ответили на запрос «РГ» о том, считает ли министерство целесообразной такую отмену льгот.