Доля ушедших зарубежных компаний в общем объеме невысока. Иностранных компаний или компаний с иностранным капиталом в экономике России около 25 тысяч. «При этом приняли решение или принимают решение об уходе с нашего рынка, по данным нашего мониторинга, около 150 компаний. 150 и 25 тысяч - это большая разница», - говорил ранее глава минпромторга Денис Мантуров.
Японские компании приостановили процесс выхода из России. Пауза длится уже второй месяц. С 19 июня по 21 августа ни одна японская компания не заявила об уходе из России, свидетельствуют данные Teikoku Databank. О сворачивании российского бизнеса к 21 августа сообщили 74 из 168 компаний, но лишь шесть из них покинули рынок. В большинстве случаев компании заморозили транзакции, экспорт и производство в России.
Заявляющие о своем уходе зарубежные компании все чаще оставляют за собой возможность вернуться.
Ранее правительство Японии призвало свои компании остаться в энергетическом проекте «Сахалин-2». По словам министра экономики, торговли и промышленности Японии Коити Хагиуды, смена оператора нефтегазового проекта не должна стать причиной для ухода из него японских компаний Mitsui и Mitsubishi.
Компания IKEA планирует возобновить работу в России в течение одного-двух лет. В середине августа ретейлер завершил распродажу товаров в России. И буквально на следующий день сообщил: «IKEA никому не собирается продавать свой бизнес в России, чего никогда не делала и в других странах. Ретейлер планирует вернуться в РФ самостоятельно в течение года-двух, после смены экономической обстановки и ослабления санкционного давления». Около 700 сотрудников ретейлера в России продолжат работу, склады и магазины останутся закрытыми. Также с 1 сентября фабрика IKEA в Тихвине возобновит свою работу.
Шведский ретейлер H&M, объявивший об уходе с российского рынка, оплатил аренду за свой флагманский магазин в центре Москвы на девять месяцев вперед. «Скорее всего, это сделано для распродажи остатков», - поясняет основатель консалтингового агентства Kids Fashion Retail Елена Письменская. Хотя бренды одежды и обуви действительно неохотно покидают российский рынок. «Мы видим, что зарубежные бренды не хотят уходить и ищут любые возможности, чтобы вернуться. Некоторые уходят, не потому что хотят этого, а потому что не нашли способа наладить логистику, - объясняет Письменская. - К примеру, бренд белья Triumph, который заявил, что планирует уйти из России, не может наладить систему поставок. Польский производитель одежды LPP (бренды Reserved, Cropp, House, Sinsay и Mohito) нашел китайского оператора и открыл магазины, изменив немного их названия. В поисках российского оператора Zara. Я знаю о желании остаться бренда одежды Reima. Потому что 50% продаж компании - это продажи в России. Компания закрыла розничные магазины, но рассматривает варианты, как остаться на российском рынке».
Некоторые бренды уже прошли стадию возвращения. В Москве снова открылись магазины обуви Crocs. В марте компания заявила о приостановке бизнеса в нашей стране, 22 августа магазины открылись снова. Ранее сообщалось, что магазины Crocs сменили оператора.
Также на российский рынок возвращается продукция Reebok. У компании сменился оператор, который управляет торговыми точками, и производитель продукции. Турецкий холдинг FLO Retailing приобрел активы Reebok в России в мае - компании досталось более 100 точек продаж марки.
Сложнее всего уйти с рынка компаниям, у которых в России не только торговая сеть, но и налаженное производство. Компании сталкиваются с тем, что в работающем состоянии заводы интересны покупателям, но многие из них простаивают, из-за чего теряют в цене. Так, немецкая компания Bosch ищет покупателя на свои российские заводы, сообщают СМИ.
Также стало известно, что компания Mercedes-Benz собирается продать свой завод по сборке автомобилей в Есипове Московской области. Сделка находится в заключительной стадии, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в одном из автоконцернов. Возможным покупателем называется дилер «Автодом».
Сложнее становится уйти из России компаниям, работающим в сферах топливно-энергетического сектора и финансов. В начале августа президент Владимир Путин подписал указ об ответных мерах в сферах ТЭК и финансов. Согласно новым правилам, до конца 2022 года запрещены любые сделки с долями, которые принадлежат фирмам недружественных государств, в том числе дочерними компаниями стратегических предприятий. Указ, вероятнее всего, изменит планы компании Siemens по уходу с российского рынка.
Американский производитель алюминиевой тары для напитков Ball Corporation оценил свои убытки от ухода из России в 435 млн долларов, говорится в отчете компании за второй квартал этого года. Дороже всех уход из России обошелся McDonald»s - 1,2 млн долларов. Coca-Cola потеряла 96 млн долларов, швейцарский производитель продуктов питания Nestle, сокративший линейку продукции в России, потерял - 73,8 млн долларов.