В Госдуме готовятся переписать треть статей действующего Таможенного кодекса. Экс-глава таможни депутат Валерий Драганов обещает существенно упростить процедуры оформления грузов для добросовестных участников рынка. В частности, предлагается ввести институт уполномоченных грузополучателей, которые смогут оформлять товары на собственных складах, и расширить число участников ВЭД, которым не придется вносить денежное обеспечение в счет уплаты таможенных платежей. Введенный с 2004 года Таможенный кодекс (ТК) при его принятии преподносился авторами из правительства и Госдумы как прогрессивный закон прямого действия. Утверждалось, что с его появлением отомрут все сковывающие бизнес инструкции и таможенное оформление станет прозрачным и необременительным. Однако, как признает сейчас "куратор" принятия кодекса в Госдуме в 2003 году депутат Валерий Драганов, документ "вновь оброс инструкциями, что само по себе является сигналом к его изменению". Поэтому экспертный совет по таможенно-тарифной политике Госдумы подготовил объемный блок поправок в кодекс. Эксперты намерены переписать около 145 из его 439 статей.
Одно из значимых изменений — введение института уполномоченных грузополучателей, которые смогут оформлять товары на собственном складе без их представления таможенникам. Получить статус уполномоченного смогут лишь проверенные участники ВЭД. В частности, соответствующие "коэффициенту таможенной устойчивости", основанному на анализе финансового состояния, оборотов и платежей, а также на некоем "показателе, приемлемом для таможенных органов" и определяемом самой ФТС. Также среди требований — стаж внешнеэкономической деятельности не менее трех лет, бухгалтерская отчетность по международным стандартам, отсутствие задолженности и систематических нарушений таможенного законодательства. По словам господина Драганова, статус уполномоченного грузополучателя смогут получить представители и околотаможенной сферы (таможенные брокеры и перевозчики, владельцы складов временного хранения). "Этот принципиально новый подход значительно упростит процедуры таможенного оформления и сократит затраты бизнеса",— надеется депутат. РБК