Объем грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) ежегодно будет ставить рекорды. Об этом на площадке клуба «Валдай» заявил спецпредставитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов в ходе дискуссии, посвященной итогам председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 годах.
«Мы каждый год будем видеть рекордное увеличение [грузопотока по СМП], то есть каждый год мы будем видеть исторический рекорд по всему пути. Соответственно, 2024 год тоже будет рекордным», - сказал В. Панов, отвечая на вопрос о том, будет ли к концу 2024 года достигнуто значение в 80 млн тонн.
Этот показатель, отметил он, был спрогнозирован в 2018 году, когда формировался федеральный проект по развитию СМП. «В планах учитывалась компания «Восток уголь» с объемом грузоперевозок в 30 млн тонн. Тогда и появился как раз целевой показатель 80 млн тонн, который потом был закреплен уже указом президента», - напомнил В. Панов. При этом он отметил, что объем грузопотока по СМП зависит в первую очередь от реализации соответствующих арктических проектов. «Новый проект стартует с этого года - это «Арктик СПГ-2», и сейчас идет колоссальная стройка проекта «Восток ойл». <…> На текущий момент мы видим, что ни один проект не остановился и инвестиции идут огромные», - рассказал спецпредставитель Росатома.
Объем перевозок по Северному морскому пути в 2023 году составил 36,254 млн тонн, превысив целевой показатель более чем на 250 тыс. тонн. По словам генерального директора госкорпорации «Росатом» Алексея Лихачева, рекордных показателей удалось достичь благодаря партнерам госкорпорации: ПАО «Новатэк», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Лукойл», ПАО «ГМК «Норникель», которые перенаправили свои грузы с западного на восточное направление.
В декабре, выступая на форуме «Арктика: настоящее и будущее», В. Панов озвучивал прогнозы по объемам инвестиций в СМП и налоговым поступлениям от них: инвестиции в проекты, связанные с СМП до 2035 года составят около 19,5 трлн рублей, а налоги от арктических проектов - около 21 трлн рублей.