Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, направленный на создание условий для дифференциации размеров платы за проезд по платным автомобильным дорогам.
Согласно проекту закона, максимальный размер платы в отношении платных автомобильных дорог и платных участков таких автодорог, построенных и /или/ реконструированных на основании концессионных соглашений, устанавливается в каждом конкретном случае решением правительства РФ, высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, органом местного самоуправления с учетом ограничения предельного уровня такой платы. По мнению правительства, это будет способствовать наибольшему достижению баланса интересов пользователей платных автомобильных дорог и интересов операторов платных автомобильных дорог.
В отношении остальных платных автомобильных дорог сохраняется норма об установлении единого максимального размера платы за проезд по таким дорогам, который будет рассчитан с учетом социального подхода.
В основу определения размера платы положен принцип возвратности инвестиций на строительство дороги.
Платными автомобильными дорогами с учетом требования об альтернативном проезде могут быть автомобильные дороги, построенные для эксплуатации на платной основе, переведенные в режим платного пользования после проведения реконструкции или капитального ремонта. Учитывая, что в платный режим пользования могут быть переведены существующие автомобильные дороги, проходящие в местах исторического расселения, в целях снятия социальной напряженности в отношении таких автодорог, при установлении максимального размера платы было предложено использовать социальный подход. Размер платы, рассчитанный с учетом социального подхода, за проезд легковых транспортных средств по таким дорогам составил 1,5 рубля за 1 км.
Однако правительство признает, что такой размер платы не обеспечит уровень доходов, позволяющий инвестору, заключившему концессионное соглашение, в полной мере возместить вложенные в строительство и эксплуатацию объекта средства. При этом могут возникнуть трудности в привлечении частного капитала для создания и эксплуатации объекта дорожной инфраструктуры. Следовательно, концессионеру необходимо будет возместить недостающую сумму.
В связи с этим правительство полагает целесообразным предусмотреть возможность установления разных максимальных размеров платы за проезд по платной автомобильной дороге, созданной в соответствии с концессионным соглашением, и по всем остальным платным автодорогам.