Контейнерооборот российских портов Балтийского моря продолжает падать. При этом через иностранные порты Балтики продолжает перегружаться почти 25% контейнеров, идущих в РФ.
Участники рынка в качестве основных причин подобной ситуации видят несовершенство таможенного администрирования в России, небольшие сроки бесплатного хранения на отечественных терминалах и высокие тарифы на услуги по хранению.
По результатам 6 месяцев 2015 года через порты Прибалтики и Финляндии было перегружено порядка 94,5 тыс. TEUs контейнерных грузов, предназначенных для России. С учетом того, что контейнерооборот терминалов в Санкт-Петербурге и Усть-Луге за тот же период составил около 410 тыс. TEUs, то получится, что иностранцы «откусили» почти четверть российского «пирога». При этом контейнерооборот отечественных портов сократился почти на треть на фоне экономического кризиса и «войны санкций», в которой участвуют те же самые прибалтийские страны.
Для порта Рига российский контейнеропоток составляет более 60% от всех поступающих контейнеров, для Таллина почти 80%, для Хамины-Котки — почти треть. Получается, что иностранцы кормятся за счет россиян, а последние с этого ничего не получают.
При этом у российских терминалов имеются все конкурентные преимущества перед иностранными. Так, они обладают современной инфраструктурой, а суда класса Panamax могут осуществлять заход в порт Санкт-Петербург с загрузкой около 3000 TEUs груженых контейнеров на борту, с учетом ограничений по осадке в 10,5 м.
По мнению экспертов, основная причина, по которой российские импортёры избегают порта Санкт-Петербург, — это условия таможенного оформления, пишет ИА REGNUM.