Производители грузовых вагонов столкнулись с низким платежеспособным спросом и, в результате, самым низким объемом производства за последние годы. Однако регуляторная поддержка, а также изменение трендов на рынке показывают, что в 2016 г. вагоностроители могут ожидать роста объемов производства начиная со II квартала, такие данные содержатся в прогнозе Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).
Грузоотправители столкнулись с низкой рентабельностью, но в то же время из-за "низкого" рынка в 1-м полугодии 2015 г. могли диктовать свои условия операторам. В свою очередь, низкие ставки в первой половине года стали основным негативным фактором для операторов, однако с июля-августа ставки начали расти. Таким образом, по оценкам ИПЕМ, в 2016 г. можно ожидать снижения убыточности операторской деятельности, дальнейшего выхода на прибыль и возвращение "рынка продавца". При этом консолидация операторских компаний будет продолжаться, что приведет к оптимизации уровня конкуренции.
Для лизинговых компаний 2015 г. был связан со значительными неуплатами по лизинговым платежам, а также возвратом вагонов, эксплуатация которых была убыточна. По мнению ИПЕМ, несмотря на смену трендов трудности у лизинговых компаний в IV квартале 2015 г. — I квартале 2016 г. сохранятся.
По оценкам ИПЕМ, к декабрю 2016 г. ставки операторов грузовых вагонов могут вырасти до 700 руб. в сутки, то есть на 60-70% по сравнению с январем 2015 г. "Темпы восстановления ставок будут в несколько раз опережать темпы их падения, которые мы наблюдали в 2012-2015 гг", — сказал заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук на VI Международной конференции "Рынок железнодорожного подвижного состава".
Как отметил эксперт ИПЕМ, в условиях таких трендов грузовладельцам уже сейчас целесообразно заключать долгосрочные договоры на услуги операторов, фиксируя таким образом низкие ставки.