Как пояснил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, речь идёт о выравнивании железнодорожного тарифа на перевозку грузов в универсальных и рефрижераторных контейнерах. В министерстве прогнозируют, что до 2020 года из эксплуатации будет выведено более 90% действующего рефрижераторного подвижного состава, в первую очередь рефсекций, построенных в 1978–1993 годах.
"Участники рынка считают наилучшей альтернативой старому составу крупнотоннажные рефрижераторные контейнеры. Однако действующие тарифы на их перевозку железнодорожным транспортом неконкурентоспособны и тормозят замещение выбывающих из эксплуатации рефрижераторных секций контейнерами, обеспечивающими интермодальные перевозки", – подчеркнули в Минвостокразвития.
Инфраструктурная составляющая в перевозке 1 кг груза из Владивостока в Москву в рефконтейнере 5,2 руб., в универсальном – 2,4 руб., в вагоне-термосе – 3,6 руб., в рефсекции – 4,8 руб. Поскольку доставка скоропорта в рефконтейнерах более высокая, чем в других видах подвижного состава, вкладываться в дальнейшее обновление парка не выгодно, говорит директор ООО "Агентство Рефперевозки" Ильдус Халиков.
Тем не менее отправки морепродуктов в новом подвижном составе растут. "За последние годы наметилась стабильная тенденция на увеличение перевозки свежемороженой рыбы в специализированных рефконтейнерах. На них приходится уже 44% погрузки морепродуктов на ДВЖД. Причинами этого служит постепенный вывод из эксплуатации рефрижераторного подвижного состава в связи с истечением срока службы и удобством перевозки в контейнерах небольших партий груза в ассортименте до конечного потребителя "от двери до двери" без перегрузки по сравнению с рефсекциями", – отметили в Дальневосточном ТЦФТО. В январе – сентябре погружено 445,1 тыс. тонн рыбной продукции. В том числе в рефсекциях и вагонах-термосах – 240 тыс. тонн, рефконтейнерах – 205 тыс. тонн.
Сегодня в перевозках скоропорта по стране задействовано порядка 5,1 тыс. рефконтейнеров. По данным Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава, потребность в них в ближайшей перспективе оценивается на уровне 10 тыс. единиц. Из них 5 тыс. должны поступить в ближайшие три-четыре года. Основным поставщиком рефконтейнеров сейчас является Китай, но рассматриваются возможности их строительства в России.
Как уточнили в Минвостокразвития, Правительством России должны быть представлены предложения по производству в стране рефрижераторных контейнеров, включая дизель-генераторные установки. "Министерство сформулировало меры тарифного, налогового и экономического стимулирования, позволяющие постепенно добиться замещения старого подвижного состава и обеспечить рост поставок дальневосточной рыбы на внутренний рынок", – добавили в ведомстве.