Президент России Владимир Путин, выступая с Ежегодным посланием Федеральному Собранию на минувшей неделе, затронул тему развития российской транспортной инфраструктуры, в частности, портов Балтийского моря. "Мы продолжим модернизацию транспортной инфраструктуры. Будем развивать мощные логистические центры, такие как Азово-Черноморский, Мурманский транспортные узлы, современные порты на Балтике, на Дальнем Востоке…" — заявил Президент.
Ряд аналитиков в СМИ поспешил отметить, что выступление Президента означает окончательный крах прибалтийских портов и полный отказ российских компаний от сотрудничества с этими портами.
Эксперт по вопросам регионального развития на постсоветском пространстве Сергей Артёменко, комментируя ИА REGNUM ситуацию, высказал сомнения, что такой сценарий возможен, во всяком случае, в ближайшем будущем:
"Во-первых, нужно учитывать, что крупнейшие российские компании прочно «осели» в прибалтийских портах, инвестировав немалые средства в местные терминальные мощности. И уходить оттуда не собираются. Во-вторых, по части таможенных процедур, железнодорожных тарифов и логистики с «враждебными» прибалтами по-прежнему работать легче, чем с российскими «родными» таможенными службами и РЖД".
Так, российская компания "Уралхим" (лидер в производстве аммиачной селитры в РФ, занимает второе место по объемам производства аммиака и азотных удобрений) владеет 51% терминала по перевалке и краткосрочному хранению сыпучих минеральных удобрений Riga fertilizer terminal в Рижскому порту. Кроме того, компания является контролирующим акционером в предприятии Ventamonjaks (крупнейший на Балтийском море терминал по перевалке жидкого аммиака) в другом латвийском порту — Вентспилсском. Также в Вентспилсе собственником специализированного терминала по перевалке угля является совместное предприятие Ventspils Tirdzniecības Osta и компании Indtec Baltic Coal, которая представляет интересы владельца груза — ОАО "Шахта Заречная", поставляющего уголь из России. Шахтой владеет "дочка" российской корпорации "Уралвагонзавод".
Один из крупнейших производителей минеральных удобрений в России, компания "Акрон" владеет терминальным комплексом AS Dry Bulk Terminal на территории эстонского порта Мууга. Кроме того, у компании есть собственный терминал в еще одном эстонскому порту — Силламяэ. Нефтепродуктовый терминал Vopak в Мууге контролируется AS Vopak E.O.S., которая принадлежит в равных долях (50/50) крупнейшему в России оператору контейнерных терминалов, компании Global Ports и голландской Koninklijke Vopak. Также в Мууге российская компания "Кузбассразрезуголь" контролирует угольный терминал. Однако, по данным СМИ, терминал мощностью 5 млн тонн простаивает, так как компания перенаправила свои грузы в латвийские порты.
Порт Силламяэ в северо-восточной Эстонии является наполовину "российским". 50% акций порта принадлежит эстонской Silmet Group, 50% — петербургским предпринимателям Андрею Каткову и Евгению Малову. Здесь, помимо "Акрона", собственный терминал для перевалки жидких химических продуктов и дизельного топлива имеет крупнейший российский производитель минеральных удобрений ОАО МХК "ЕвроХим". Кроме того, терминалы Silsteve, которые занимаются контейнерами, генеральными грузами, перевалкой новых автомобилей и грузов ро-ро, на 50% принадлежат российским владельцам.
Таким образом, говорить о том, что не за горами полный отказ от использования прибалтийских портовых мощностей, не приходится. ИА REGNUM на своих страницах не раз поднимало тему активной работы российского капитала в Прибалтике. Несмотря на все недружественные заявления лидеров этих стран в адрес России, несмотря на прямое оскорбление памяти воинов антигитлеровской коалиции и дежурные русофобские заявления, российские коммерсанты, зачастую при прямой поддержке ряда российских чиновников, продолжают финансово подпитывать правящие этнократические и русофобские режимы этих стран.
По материалам REGNUM