"Транснефть" рассматривает возможность строительства нефтепродуктопровода от Мозырского и Новополоцкого НПЗ в Беларуси до порта Усть-Луга в Ленинградской области, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на заявление вице-президента компании Сергея Андронова. Длина ответвления должна составить 800 км, мощность — до 5 млн тонн дизельного топлива в год. Сейчас белорусское дизтопливо, выработанное из российской нефти, экспортируется в Западную Европу через балтийские порты, в основном латвийский Вентспилс. Туда топливо доставляется по железной дороге. Если проект "Транснефти" будет реализован, нефтепродукты пойдут через российский порт, при этом белорусский бюджет может лишиться взимаемой с них экспортной пошлины. По словам Сергея Андронова, помимо Беларуси, новая труба могла бы также взять на себя часть объемов топлива с НПЗ европейской части России, не подключенных к нефтепродуктопроводу "Север" (Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск).
Согласно расчетам издания, даже при текущей цене на нефть ($44 за баррель) каждый 1 млн тонн белорусского дизельного топлива, экспортированный из Усть-Луги, принесет российскому бюджету $42,4 млн пошлины.
Как рассказал изданию пресс-секретарь "Транснефти" Игорь Демин, основной вопрос на сегодня — это ресурсная база проекта. "Пока мы видим возможность транспортировать 5 млн тонн дизтоплива в год, но для окупаемости трубы нужно около 10 млн тонн", — отметил он.
При все очевидности и выгодности для России данного проекта, проблема может возникнуть с правящими элитами Беларуси. Вряд ли они согласятся на подобную схему транспортировки готовой продукции, поскольку в этом случае жесткий контроль за объемами производимого в Беларуси дизтоплива получает российская сторона. И возможность "жонглирования" объемами произведенного горючего резко уменьшается.
По материалам REGNUM