Объем грузоперевозок по Северному морскому пути увеличился в 2015 году на 1,2 млн т и составил 5,1 млн т, об этом сообщает ТАСС со ссылкой на заявление замруководителя ФГКУ "Администрация Северного морского пути" Николая Монько, которое он сделал на заседании международного форума "Арктика: настоящее и будущее".
"Кораблей в этом году прошло по Севморпути на несколько десятков больше, чем в 2014 году, среди них есть китайские суда, планирующие работать на постоянной основе", — сказал Н. Монько.
Он также подчеркнул, что антироссийские санкции не повлияли на грузоперевозки. "Мы наблюдаем в этом году сокращение транзита через Севморпуть, но это связано не с ухудшением работы, а с тем, что завершилась реализация нескольких крупных проектов, для которых был нужен транзит в больших объемах", — пояснил замруководителя ФГКУ "Администрация Северного морского пути".
В свою очередь, начальник отдела по развитию пути Минвостокразвития Олег Рой в рамках форума сообщил, что с финансово-экономической моделью развития Севморпути, которая определит его будущее до 2030 года, планируется определиться к середине 2016 года.
Северный морской путь (СМП) — кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком; законодательством РФ определен как "исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике".
Протяженность СМП составляет 5,6 тыс км (от Карских Ворот до бухты Провидения). Протяженность маршрута из европейских морских портов до дальневосточных через Северный морской путь составляет около 15 тыс км. Это почти на 5 тыс км короче маршрута через Суэцкий канал.
Основными портами Севморпути являются: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения.
В настоящее время СМП обслуживает порты Арктики и крупных северных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса).
В ближайшем будущем Севморпуть должен стать связующим звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанском регионом. По данным Минтранса России, грузопоток на Северном морском пути к 2020 году может вырасти в десятки раз — до 65 млн тонн в год. В 2014 году он составил 3,9 млн тонн (из них транзит — 274 тыс тонн), увеличившись по сравнению с 2013 годом на 32%.