Грузооборот портов макрорегиона в прошлом году увеличился на пять процентов. Это означает существенное замедление темпов роста, который в 2014-м составлял более чем 12,2 процента. Наибольший спад в 2015 году наблюдался в транспортировке генеральных грузов и контейнеров, но положение спасла перевалка угля, леса и пиломатериалов, нефти и нефтепродуктов.
Эксперты Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота (ДНИИМФ) отмечают, что "увеличили грузооборот порты с высокой долей перевалки на экспорт сырьевых грузов в Приморье, Хабаровском крае и на Сахалине, в остальных наблюдалось сокращение".
Например, отгрузка сырой нефти выросла на всех терминалах, осуществляющих перевалку на экспорт. Исключение - порт в Пригородном, исчерпавший резервы мощностей и планирующий строительство еще одной очереди. В каботаже, напротив, - снижение на 15 процентов (к 2014 году).
Вырос экспорт угля и кокса через специализированные мощности в Восточном, Находке, Ванине, Шахтерске.
Интересно, что второй год подряд, несмотря на снижение цен на мировых рынках, увеличивается экспорт леса, его отгрузка шла через северные порты и пункты Приморья (Ольга, Пластун), через Ванино и Советскую Гавань в Хабаровском крае.
Но самый неприятный итог прошедшего года касается контейнеров, груза, наиболее чувствительного к внешнеэкономической ситуации.
Сокращение контейнерных перевозок - показатель снижения транзита через наши порты, а ведь именно с его ростом портовики и стивидоры связывали свои надежды на увеличение грузооборота.
Как отмечают специалисты, на снижение контейнерооборота повлияли не столько санкции, сколько ослабление рубля и падение покупательной способности населения. В 2016 году негативная тенденция, скорее всего, продолжится, но, возможно, более низкими темпами.