Через две недели в подмосковный Орехово-Зуево прибудет железнодорожный состав со свежими китайскими грушами, помело и чесноком. В РЖД сообщили, что отправкой из порта Далянь первого рефрижераторного прямого поезда начали тестировать новую схему доставки скоропортящихся грузов из КНР в РФ "от двери до двери". Фрукты будут ехать 18 суток, это в три раза быстрее по сравнению с прежней транспортировкой, которая включала перегрузку в морских портах. Можно предположить, что этот проект – один из этапов реализации китайской концепции Нового шелкового пути. Так как Далянь – чуть ли не единственный порт в Северо-Восточном Китае, включенный в китайскую программу "Экономический пояс Шелкового пути". В российском Правительстве, однако, как будто не заметили, что Шелковый путь добрался до России.
До сих пор свежие продукты из Китая доставлялись автотранспортом только в регионы российского Дальнего Востока, а в европейскую часть сельхозпродукция шла морем и, вероятно, "спецподготовленная" к почти двухмесячному плаванию. Китайские яблоки и другие фрукты не редкость на наших прилавках, но покупатели замечали, что выглядят они как пластмассовые, покрыты каким-то воском и часто прямо в руках из глянцевых красавцев превращаются в гнилушку.
Теперь железнодорожники обещают, что при выходе логистического сервиса на рабочую мощность они смогут еженедельно отправлять до четырех рефрижераторных поездов из восьми 40-футовых контейнеров (примерно по 26 т каждый, то есть около 800 т в неделю). Кроме свежих овощей и фруктов в этих рефрижераторах можно перевозить и другие замороженные и охлажденные продукты, лекарства и даже электронику, которой нужен определенный температурный режим. Российская Объединенная вагонная компания, как сообщил вчера ТАСС, наладит серийное производство универсальных платформ, на которых можно будет перевозить 40-футовые контейнеры.
"Надеяться на большой объем китайских инвестиций в ближайшее время – вредная иллюзия", – предупредил в беседе с "НГ" руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики (ВШЭ) Алексей Маслов. По его мнению, никакого российского участка Шелкового пути не существует. Он призывает не столько рассчитывать на инвестиции, сколько налаживать производство, в том числе совместное, продукции, которую можно продавать в КНР.
"В отличие от Плана Д. Маршалла инициатива Шелкового пути не предусматривает экономического возрождения Европы, она направлена прежде всего на решение проблем китайского экономического и политического развития, – говорит А. Маслов. – Для Китая выход в ЕС является частью важнейшей стратегической цели "глобализации по-китайски". Коллега А. Маслова, завкафедрой управления логистической инфраструктурой ВШЭ Виктория Герами опасается, что в ситуации, когда не готова инфраструктура перевозки товаров дальше на запад, в Европу, Россия может оказаться не страной-транзитером, а импортером китайской продукции.