Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры

Обзор грузооборота морских портов России (январь – ноябрь 2016 г.)

Обзор грузооборота морских портов России (январь – ноябрь 2016 г.)
Фото: РЖД-Партнер

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев 2016 года увеличился на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 657,7 млн т, сообщает Ассоциация морских торговых портов РФ. И второй месяц подряд растет контейнерооборот портов России. Так, по итогам января-ноября 2016 года он составил 3,63 млн TEU, что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 1%. Вопреки негативным экономическим прогнозам появляется надежда, что международный товарооборот потихоньку восстанавливается.

Грузы и порты

Объем перевалки сухогрузов за январь-ноябрь 2016 года составил 306,7 млн т, что на 7,9% выше уровня за аналогичный период 2015-го. Наибольшую положительную динамику продемонстрировала уголь, перевалка которого составила 124,6 млн т (+11,1%), грузы в контейнерах – 38,9 млн т (+6,6%), зерно – 32,2 млн т (+4,6%), черные металлы – 26 млн т (+6,7%), грузы на паромах – 20,8 млн т (+4,7%), минеральные удобрения – 14,6 млн т (+0,4%), руда – 7,9 млн т (+27,3%), лесные грузы – 5 млн т (+2,9%), накатные грузы – 4,1 млн т (рост в 1,8 раза), в то же время перевалка металлолома снизилась до 3,7 млн т (-1,9%). Объем перевалки наливных грузов увеличился до 351 млн т (+5,2%), во многом за счет переработки сырой нефти – до 207,5 млн т (+12,2%) и сжиженного газа – до 12,3 млн т (+5%). Однако перевалка нефтепродуктов упала до 127,8 млн т, что ниже уровня прошлого года на 4,4%. По мнению генерального директора лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрия Зотова, на рынке морского транспорта в последний месяц произошло оживление во многом из-за начала отопительного сезона, которое повлекло за собой увеличение объемов перевалки угля. Хотя в портах Северо-Запада драйвером роста стали нефтеналивные грузы – достигнут исторический максимум 25,7 млн т.

Динамика обработки внешнеторговых грузов продолжает демонстрировать разнонаправленные тенденции. Экспортных грузов перегружено 517,4 (+5,3%), а импортных грузов – 28,8 млн т (-5,5%). Однако растут каботажный и транзитный грузопотоки – 46,1 млн т (+5,0%) и65,4 млн т (+25,6%) соответственно. Согласно прогнозу заместителя руководителя Росморречфлота Виктора Вовка, совокупный грузооборот морских портов России по итогам 2016 г. может увеличиться на 5,8%.

Если более детально рассмотреть результаты 11 месяцев, то можно отметить, что стивидоры всех бассейнов, кроме Каспийского демонстрируют положительную динамику. Так, операторы морских терминалов Арктического бассейна, перегрузили 44,6 млн т грузов, что на 37,4% больше грузооборота аналогичного периода 2015 года. Положительной динамики удалось достичь за счет роста двукратного роста переработки наливных грузов – до 20,4 млн т (в 2,1 раза). Однако динамика переработки сухих грузов также положительная. За указанный период порты Арктики переработали до 24,2 млн т, что на 6,1% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Более того, по итогам года грузооборот портов Арктического бассейна может составить 47 млн т, считает В. Вовк. «За счет развития портовых объектов и строительства новых терминалов уже в будущем году грузооборот портов значительно увеличится», - полагает он. По его словам, в прошлом году объем переработанных грузов в самых холодных портах России составил 35 млн т. Отметим, что за последние 10 лет наиболее высокий показатель был достигнут в 2009 году, когда портами Арктики было переработано 53 млн т.

На Дальнем Востоке грузооборот морских портов России за 11 месяцев 2016 года увеличился на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 657,7 млн т. Положительной динамики удалось достичь за счет роста переработки сухогрузов на 13,3% до 101,6 млн т. однако перевалка наливных грузов также в плюсе: рост составил 2,2% до 67,8 млн т. Доля портов Дальнего Востока в общем российском грузообороте морских портов составляет по состоянию на ноябрь 22016 года составляет 26%.

Объем перевалки портах Балтийского бассейна за 11 месяцев 2016 года составил 215,5 млн т. в то время как гавани Азово-Черноморского бассейна переработали 222,7 млн т. При этом динамика роста показателей Южных портов выше Северо-Западных: увеличение показателей составило 4,9% и 2,2% соответственно.

Рост перевалки сухогрузов до 81,4 млн т (+1,8%), наливных грузов - до 134,1 млн т (+2,5%) зафиксирован в портах Балтийского бассейна. Перевалка сухогрузов на Юге увеличилась до 96,7 млн т (+8,5%), наливных – до 126,0 млн т (+2,2%).

Руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрий Суховерша считает, что, если говорить о российских морских портах, то конкуренция ведется за генеральные грузы, прежде всего, между гаванями одного бассейна. «Например, между портом Санкт-Петербург и портом Усть-Луга или между портом Владивосток и портом Восточный. Что касается таких грузов, как нефть и нефтепродукты, уголь, зерно, лес, то у каждого своя специфика, которая, как правило, заключается в тарифной политике терминалов, специализирующихся на конкретном виде груза», - полагает Д. Суховерша.

Доля портов Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов в общем российском грузообороте морских портов составляет по состоянию на ноябрь 2016 года 33% и 34% соответственно.

По мнению заместителя генерального директора по морским перевозкам AsstrA AG Сергея Притыкина, основные грузопотоки сегодня приходятся на три порта: Санкт-Петербург, Новороссийский и Владивосток. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки. «Например, Новороссийск удобен для клиентов из южных регионов РФ и территориально близок для импортеров из Турции, Греции, Израиля и Северной Африки. Порт Владивосток имеет короткое плечо доставки грузов из Сибири и Дальнего Востока, а также отличается развитой сетью контейнерных поездов в его направлении, идущих в восточные регионы России и в Москву. Также этот регион предлагает привлекательные для многих участников ВЭД условия таможенного оформления. Учет всех этих факторов позволяет операторам экономить транзитное время», – пояснил он.

Контейнерные надежды

Наибольшие темпы роста переработки контейнеров демонстрируют компании, работающие в портах Арктического бассейна. Контейнерооборот здесь в январе-ноябре 2016 года увеличился на 11,8% до 140,1 тыс. TEU. Отметим, что динамика роста контейнерооборота бассейна на протяжении года постоянно увеличивается: в первом квартале текущего года он составлял 9,8%, в первом полугодии – 3,3%, в январе-октябре – 10,8%.

На 3,4% за 11 месяцев увеличился контейнерооборот портов Азово-Черноморского бассейна РФ и составил 560,7 тыс. TEU. Положительная динамика прослеживается с сентября 2016 года, когда произошло увеличение контейнерооборота на 1,7%. По итогам 10 месяцев увеличение составило 1,9%.

Темпы роста контейнерооборота портов Балтийского бассейна остаются стабильными с января-августа текущего года на уровне 1,3% - 1,6%. В предыдущие периоды рост контейнерооборота варьировался в пределах 1,9% - 3,2% к аналогичному показателю прошлого года. За 11 месяцев 2016-го в портах Северо-Запада обработано 1,8 млн TEU, что на 1,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На положительный контейнерооборот пока не вышли только порты Дальневосточного бассейна. За 11 месяцев текущего года в них переработано 1,1 млн TEU, что на 2,5% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Однако с начала 2016 года темпы падения контейнерооборота и здесь сокращаются. Если еще в январе спад контейнерооборота составлял 28,3%, то уже в первом квартале – 19,4%, а в первом полугодии – 11,4%, в январе-октябре – 3,7%.

В целом же контейнерооборот российских морских портов по итогам января-ноября 2016 года вырос на 1% - до 3,6 млн TEU. Согласно статистике, темпы роста контейнерооборота увеличиваются. В январе-октябре впервые за долгий период спада был отмечен незначительный рост – 0,2%.

Рост перевалки каботажных контейнеров за отчетный период составил 8,1% с 538,94 до 582,45 тыс. TEU (перевалка груженых выросла на 9,7%, порожних - на 5,5%). Импортных контейнеров в январе-ноябре текущего года перевалено на 1,6% больше - 1,52 млн TEU.

Транзит упал относительно января-ноября прошлого года на 29,1%, до 45,17 тыс. TEU (перевалка порожних контейнеров сократилась на 93,2%, груженых - на 3,9%). Перевалка экспортных контейнеров сократилась на 0,9%, до 1,49 млн TEU (порожних контейнеров перевалено на 19,3% меньше).

Доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составила 51%, Дальневосточного – 30%, Азово-Черноморского – 15% совокупного контейнерооборота РФ.

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!