Росавиация запросила у авиакомпаний информацию о включении в лизинговые договоры положений, «допускающих возможность (обязывающих) лизингополучателей» регистрировать самолеты, поставляемые после 31 декабря 2022 года, в российском государственном реестре гражданских воздушных судов. Об этом говорится в письме замруководителя ведомства Алексея Новгородова, которое он направил в авиакомпании 3 сентября. Копия письма есть у РБК, его подлинность подтвердили представители S7 Group, Smartavia и два источника в других авиакомпаниях, эксплуатирующих импортные самолеты.
Речь идет о создании благоприятных условий для регистрации воздушных судов, приобретаемых российскими авиакомпаниями, в российском реестре, пояснила РБК советник руководителя Росавиации Елена Михеева.
До сих пор 725 самолетов, на которых выполняют полеты российские авиакомпании, из всего парка в 997 воздушных судов зарегистрированы на Бермудах и в Ирландии, сообщал в апреле 2021 года глава Росавиации Александр Нерадько.
Почему Росавиация настаивает на регистрации самолетов в России
Регистрация в России самолетов иностранного производства, которые получают российские авиакомпании, обсуждается несколько лет, по крайней мере с 2014 года. Пресс-служба Минтранса ранее так объясняла необходимость этого:
снижение возможных рисков негативных последствий санкционного давления;
гармонизация российской системы поддержания летной годности воздушных судов с общемировой, потому что российская система техобслуживания авиатехники будет максимально приближена к международным стандартам;
повышение экономической эффективности при эксплуатации воздушных судов и снижение себестоимости летного часа;
рост налоговых поступлений в бюджеты разных уровней за счет выполнения работ по регистрации и надзору за самолетами в России.
Регистрация самолетов, которые используют российские авиакомпании, в ирландском или бермудском реестрах возможна в рамках межправительственных соглашений. В конце 2019 года министр иностранных дел Сергей Лавров предлагал расторгнуть один из таких договоров — с Бермудами.
Новый этап обсуждения запрета регистрации авиатехники за рубежом начался весной 2021 года. Тогда же стала известна дата, после которой самолеты предстоит регистрировать в России, — 31 декабря 2022 года.
Почему российский реестр не популярен
Лизингодатели и, соответственно, авиакомпании сейчас продолжают регистрировать импортную авиатехнику за рубежом, так как в России не разработаны правила технической эксплуатации зарубежных самолетов, и при регистрации в национальном реестре их продажная стоимость снижается.
В апреле 2019 года правительство утвердило план мероприятий, направленных на популяризацию российского реестра, отмечают в пресс-службе Росавиации. Сейчас власти разрабатывают пакет новых нормативных актов, который позволит регистрировать авиатехнику в России за один рабочий день и за «значительно более низкую плату».