Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС

А. И. Старцева, заместитель начальника отдела контроля таможенной стоимости Уральской электронной таможни
г.

Доклад на вебинаре 05.10.2023 «Применение положений, предусмотренных пунктом 6 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2018 г. № 42».

«Добрый день, уважаемые участники вебинара!

Меня зовут Старцева Анастасия Ивановна. Я являюсь заместителем начальника отдела контроля таможенной стоимости Уральской электронной таможни. Наше сегодняшнее мероприятие будет посвящено рассмотрению положений, предусмотренных пунктом 6 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2018 г. № 42 (далее – Положение), а именно какие обстоятельства не рассматриваются в качестве признаков недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случае, если эти товары ввозятся в рамках внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым ранее уже ввозились идентичные им товары.

Прежде всего, следует остановиться на основных нормативно-правовых актах, регулирующих порядок таможенного контроля таможенной стоимости ввозимых товаров:

Перейдем к основной теме нашего вебинара.

Таможенный контроль представляет собой совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании (статья 2 ТК ЕАЭС).

Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним форм таможенного контроля.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов и форм таможенного контроля, реализуемого с помощью системы управления рисками (статья 310 ТК ЕАЭС).

Объектами таможенного контроля, в том числе, являются товары, находящиеся под таможенным контролем, таможенные и иные документы, а также сведения, содержащиеся в таких документах (статья 311 ТК ЕАЭС).

При проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров, а именно:

  • выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров;
  • структуры и величины таможенной стоимости товаров;
  • документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров) (статья 313 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Пунктом 5 Положения установлено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров являются, в частности, следующие обстоятельства:
1. Выявление несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе 

  • иным сведениям, содержащимся в том же документе; 
  • сведениям, содержащимся в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары; 
  • сведениям, полученным из информационных систем таможенных органов, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов (организаций) государств-членов, и (или) из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки; 
  • сведениям, полученным другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, входящими в право Союза, и (или) законодательством государств-членов.

2. Выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза.

Для сравнения цен идентичных и однородных товаров используются информационные системы таможенных органов.

Именно на данном сравнении основана система управления рисками. С ее помощью осуществляется выбор объектов таможенного контроля.

3. Выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, определенной в соответствии с информацией о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информацией из ценовых каталогов.

Например, цена заявленного товара, определяемая на основании биржевых котировок за определенный период времени, ниже, чем указана в официальной информации о биржевых котировках за аналогичный период времени.

4. Выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых произведены (состоят) ввозимые товары.

Например, цена изделия из пластмассы определенного вида значительно ниже, чем цена собственно пластмассы аналогичного вида, ввозимого в тот же или сопоставимый ему период времени.

5. Наличие взаимосвязи продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, продажа и покупка которых осуществлялись независимыми продавцом и покупателем.

6. Наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена.
Например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме:

  • лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;
  • расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров;
  • расходы на страхование и т.п.

Основанием для применения таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, до выпуска товаров в соответствии со статей 325 ТК ЕАЭС (далее - проверка документов и сведений), является выявление хотя бы одного признака недостоверного определения таможенной стоимости товаров. 

В рамках проведения проверки документов и сведений таможенный орган в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС запрашивает дополнительные документы для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации. Перечень документов, которые могут быть запрошены таможенным органом, указан в пункте 8 Положения.

Отметим некоторые из таких документов:

1.  Прайс-листы производителя ввозимых товаров.

Такие документы не должны копировать инвойсы и быть идентичны по составу сведений декларируемым товарам. Прайс-листы должны предназначаться неопределенному кругу лиц на широкий ассортимент товаров с указанием срока действия предложения.

2. Таможенная декларация страны отправления товаров.

Экспортная декларация является одним из основных документов, подтверждающих заявленные сведения о товарах, т.к. оформляется не продавцом, который находится в прямой коммерческой зависимости от покупателя и его интересов, а государственными органами страны отправления.

3. Документы об оплате ввозимых товаров.

Такие документы должны однозначно указывать на оплату товара именно в рамках данного контракта, коммерческих документов и товарной поставки.

Также необходимо отметить, что при заключении международных договоров целесообразно заранее предусмотреть обязанность продавца представлять документы, необходимые для подтверждения сведений о стоимости товаров, особенно, если согласно условиям поставки продавец осуществляет за свой счет перевозку товаров, а также выполняет таможенные формальности страны вывоза.

Если запрошенные документы представлены таможенному органу до истечения срока выпуска товаров, установленного статьей 119 ТК ЕАЭС, то проверка документов и сведений завершается и, если представленные документы и сведения, подтверждают достоверность и полноту проверяемых сведений, таможенный орган производит выпуск товаров.

Однако, в случае, если проверка документов и сведений не может быть завершена в сроки выпуска товаров или запрошенные документы не представлены таможенному органу до истечения срока выпуска товаров, установленного статьей 119 ТК ЕАЭС, таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС (при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин).

При выпуске товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС проверка документов и сведений завершается после их выпуска.

Документы и сведения, могут быть представлены декларантом после выпуска товаров в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации.

Проверка документов и сведений завершается таможенным органом не позднее 30 календарных дней со дня представления запрошенных документов и сведений.

Если представленные документы и сведения не устраняют оснований для проведения проверки документов и сведений, таможенный орган до истечения 30 календарных дней со дня представления запрошенных документов и) сведений, вправе запросить дополнительные документы и сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации. 

Такие дополнительные документы и сведения, в том числе письменные пояснения, должны быть представлены декларантом не позднее 10 календарных дней со дня регистрации таможенным органом запроса.

При завершении проверки документов и сведений в случае, если представленные документы и сведения подтверждают достоверность и полноту проверяемых сведений, таможенный орган информирует декларанта о завершении проверки документов и сведений и о возможности возврата (зачета) обеспечения.

Таким образом, максимальный срок проведения проверки документов и сведений составляет 100 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации.

А теперь перейдем к тем обстоятельствам, которые не рассматриваются в качестве признаков недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случае, если эти товары ввозятся в рамках внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым ранее уже ввозились идентичные им товары.

Признаки недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых товаров, являющиеся основанием для запроса таможенным органом дополнительных документов и сведений до выпуска товаров, не считаются таковыми, при одновременном соблюдении следующих условий (пункт 6 Положения):

1. В отношении ранее ввезенных идентичных товаров (в примере - ДТ №1):

  • таможенная стоимость товаров определена по методу определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).

2. Таможенное декларирование ввозимых товаров осуществляется в регионе деятельности таможни, в регионе деятельности которой осуществлялось декларирование ранее ввезенных идентичных товаров (в примере - ДТ № 1 и 2).

3. По результатам контроля таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ №1, подтверждены достоверность и (или) полнота проверяемых сведений.

4. Срок с даты выпуска ранее ввезенных идентичных товаров или с даты направления декларанту информации о завершении проверки документов и сведений и о возможности возврата (зачета) обеспечения, до даты регистрации декларации на товары в отношении ввозимых товаров не превышает 180 календарных дней (в примере - ДТ № 1 и 2).

5. Ввозимые товары и ранее ввезенные товары являются идентичными, ввезены в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) при неизменных условиях сделки (в том числе в отношении цены товаров и условий их поставки) (в примере - ДТ № 1 и 2).

6. При проведении контроля таможенной стоимости ввозимых товаров выявлены те же признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров, что и при проведении контроля таможенной стоимости ранее ввезенных идентичных товаров (в примере - ДТ № 1 и 2).

7. В декларации на товары в отношении ввозимых товаров в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257, под кодом вида документа «09031» (декларация на товары в отношении ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам, заявленная таможенная стоимость которых принята таможенным органом по результатам дополнительной проверки) заявлен регистрационный номер декларации на товары, в отношении ранее ввезенных идентичных товаров, отвечающих вышеперечисленным условиям.

Таким образом, при соблюдении всех указанных условий, таможенный орган по ДТ №2 в соответствии с пунктом 6 Положения примет заявленную таможенную стоимости товаров без проведения проверки документов и сведений.

На слайдах №6,7 представлен пример применения п.6 Положения в информационной системе ТО.

С даты выпуска ДТ №1 (ранее ввезенные товары) до даты регистрации ДТ №2 (ввозимые по данной поставке) прошло менее 180 календарных дней, таможенный орган один и тот же.

Товары, заявленные в ДТ № 1 и 2, ввезены в рамках одного контракта, при неизменных условиях поставки и цене товара. Товары являются идентичными (код, страна происхождения, описание, артикул).

Таможенная стоимость по обеим декларациям заявлена по методу определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), что подтверждается указанным в графе 43 ДТ значением «1».

В отношении ранее ввезенных товаров таможенным органом была проведена дополнительная проверка по п.4 ст.325 ТК ЕАЭС, по результатам которой подтверждена достоверность заявленной таможенной стоимости, декларанту направлено уведомление о завершении ТК в соответствии с п.19 ст. 325 ТК ЕАЭС. В отношении ДТ по ввозимым товарам должны быть выявлены те же признаки недостоверного определения ТС.

В ДТ № 2 по данной поставке  декларантом заявлена предыдущая ДТ № 1 по ранее ввезенным товарам под кодом 09031.

Следует отметить, что данный порядок предусмотрен в том числе для вывозимых товаров (п.7 Порядка таможенного контроля таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденный приказом Минфина России от 26 августа 2020 г. № 175н). 

В заключении хочется сказать, что применение указанного порядка позволит сократить сроки выпуска товаров, а также необходимость предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей, и, как следствие, сократить издержки участника ВЭД при совершении таможенных операций, а также временные потери и трудовые затраты как со стороны участника ВЭД, так и со стороны таможенных органов».


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 7085
  • Комментарии 2
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
10:48 19.10.2023
И это говорит (вышеизложенное) о чем? О том, что таможня рассуждает шаблонно. И все запросы от инспектора прилетают как по шаблону. Приведу пример: прайс-лист должен предназначаться неопределенному кругу лиц (пишет зам. начальник). А вот как мы представим такой документ, когда наша фирма является правообладателем торговой марки. Продавец (производитель) не имеет права продавать под нашей маркой продукцию и предлагать без нашего согласия третьим лицам. Между нами и производителем заключена непубличная оферта. Прайс лист мы можем предоставить только на ту продукцию, которую заказали род нашим брендом. Пишем пояснения, подробности. Но инспектор все равно требует предоставить. Приходится отписываться и скидывать прайс который есть.
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
12:59 24.10.2023
какой срок давности у дт, на которые может ссылаться таможня при доп проверке? тоже не более 180 дней?
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha