Внедрение технологии электронного декларирования – тема номер один, обсуждаемая в электронных СМИ таможенной направленности. Как всегда, наибольший интерес к внедрению новой технологии проявили наиболее крупные участники ВЭД.
Фирма «Альта-Софт» одной из первых включилась в процесс освоения, взяв на себя функцию информационного таможенного оператора. Разработанная схема подключения позволила максимально упростить клиентам фирмы переход на новую технологию, сведя его лишь к небольшой модернизации существующего ПО и заключению договора на передачу ЭЦП, при минимальных финансовых затратах (средняя стоимость отправки не превышает 30 руб.) В результате, уже к настоящему моменту к использованию ЭД-технологии удалось привлечь более 100 клиентов фирмы.
Разработанные решения позволили быстро запуститься и другим таможенным операторам, включая крупнейшего из них – ФГУП «Ростэк». Итак, можно считать, что информационные брокеры полностью подготовлены к широкому внедрению новой технологии.
Неудивительно, что в число наиболее успешно действующих на сегодняшний момент таможенных операторов вошла именно компания-разработчик программного обеспечения (ПО) для участников ВЭД. Ведь такие компании опираются, как правило, на мощные, хорошо оснащенные коллективы высококвалифицированных программистов и IT-специалистов, специализирующихся именно на таможенной тематике. В их интересах – сохранить своих клиентов, обеспечив им наиболее безболезненный переход на новую технологию.
А в число этих клиентов, собственно, входят практически все участники ВЭД, в том числе брокеры и перевозчики. Разработанная ФТС и допущенная к внедрению (хвала ГНИВЦу!) технология работы по схеме ЭД-2 позволяет высококвалифицированному таможенному оператору, по сути, полностью взять на себя все технические проблемы своих подопечных при переходе на ЭД – как в части ПО, так и оборудования.
Увы, полномочия информационного брокера кончаются на пороге таможни. Пустить его дальше, по понятным причинам, невозможно, и таможне приходится самостоятельно решать непростые вопросы привлечения кадров, развертывания оборудования и настройки ПО. В результате, сообщения с мест рисуют картину полной технической неготовности постов. Другими словами, электронные документы физически не могут туда поступать из-за отсутствия соответствующего оборудования.
Характерный пример - Пенза. Тамошние участники ВЭД еще в апреле нынешнего года выполнили первую пробную пересылку документов на свою таможню, в результате чего только и выяснилось полное отсутствие оснащенности поста. Обещанное на июнь развертывание оборудования также сорвано.
Трудно идет внедрение во Владивостоке. Здесь имеем следующее: аппаратная часть есть, ПО на постах развернуто, но не настроено. В последний раз сказали, что в этом году не будет, надо ждать до мая следующего года!
Конечно, таможню можно понять – развернуть и настроить серверы - дело непростое. Главный вопрос здесь – квалифицированные системные администраторы. На поиск и подготовку кадров нужно время. Надеюсь, страна наша не оскудела талантами, и рано или поздно, но оборудование и ПО будет развернуто. Наверняка наиболее передовые посты поделятся опытом с отстающими и ЭД будет внедрено по всей стране.
В этом плане обнадеживающие успехи и рост демонстрирует Калининград. Надо отдать должное таможне – оборудование в регионе установлено и функционирует. В августе начало набирать обороты и ЭД, и ПИ. Говорят, что сам начальник местной таможни вызывал к себе участников ВЭД и ставил вопрос: «Что нужно, чтобы Вы перешли на ЭД?». Неудивительно, что Калининград с огромным отрывом лидирует в деле внедрения новой технологии.
Кстати, Калининград первым подошел к следующей проблеме - неподготовленность инспекторов, как по ЭД, так и по процедуре ПИ. Стали возникать задержки в окнах предварительного информирования. Машины иной раз простаивают на этом этапе по нескольку часов, что вызывает уныние у водителей и делает антирекламу новшеству. В результате, порой приходится отпускать водителей по бумажному носителю.
Вслед за Калининградом определенную активность демонстрируют Брянск и Калуга. Несмотря на трудности, по состоянию на первую половину сентября можно констатировать: темпы работы и поток новых клиентов непрерывно растет. Об этом можно судить по числу отправленных пакетов документов через сервер компании «Альта-Софт»: на данный момент оно превысило 6000, а количество документов, выпущенных таможенными органами за последний месяц, перешагнуло через 300 (из них более 80% - ПИ, остальные - ГТД).
Мы внимательно следим за ситуацией и будем регулярно сообщать о новых сообщениях с мест.