Публикация статьи о внедрении электронного декларирования (ЭД) вызвала живые отклики с мест, в том числе, от наших дилеров со всей территории матушки-России. Полученные новости позволяют продолжить публикации о ходе внедрения технологии ЭД-2 в регионах.
Предварительно напомним, что в отличие от ЭД-1, схема ЭД-2 обладает большей доступностью для участников ВЭД. Для ее внедрения не требуется оборудовать на местах специальный бокс («точку доступа» или «информационную систему электронного представления сведений» ИС ЭПС), аттестоваться на требования безопасности и подключаться к ГНИВЦ ФТС. Все эти функции берет на себя фирма-посредник, именуемая «информационный таможенный оператор» («информационный брокер, «таможенный провайдер» и пр.) Задача брокера – лишь заключить с соглашение с оператором, модернизировать декларантское ПО (технология заполнения практически не меняется) и получить ЭЦП.
Укажем также, что для обслуживания всех участников ВЭД нашей страны в схеме ЭД-2 достаточно одного таможенного оператора. Причем, местоположение его не играет никакой роли – лишь бы он добросовестно следил за работоспособностью собственной системы ЭПС. То, что операторов стало много – не так уж и плохо, поскольку способствует конкуренции.
Приступим к обзору откликов
Ростов. Совещание по внедрению ЭД-2 прошли на всех постах Ростовской таможни. Таможня требует внедрять ЭД, однако о работе кого-либо из конкретных клиентов по ЭД-2 пока не известно (разве что «Тамга»). К концу года таможня ориентирует на оформление по новой технологии 30-40% всех деклараций. Такие же планы в отношении Северной Осетии.
В целом, участники ВЭД и таможенные органы Южного таможенного управления достаточно информированы о возможности подключения по схеме ЭД-2. Причем, сами таможенные органы, будучи весьма заинтересованными в увеличении показателей по ЭД, доводят соответствующую информацию до участников ВЭД. По нашим сведениям, в регионе наиболее реально к работе по ЭД-2 Ростовская и Краснодарская таможня. Пока в Ростовской таможне из полутора десятков постов сейчас могут работать только 3-4. Еще несколько постов смогут быть включены к концу года.
Причем, сами участники ВЭД не проявляют инициативу по включению в ЭД-2 - это происходит, как правило, лишь в результате давления со стороны таможен. Кроме того, нет ясности, какие ограничения действуют при работе по этой схеме - сами таможенники исходят из того, что по ЭД-2 не смогут работать фирмы, у которых корректируется таможенная стоимость (КТС) и те, кто предпочитает оформляет предварительную ГТД (ПРД). Хотя ведь новая технология обеспечивает также и предварительное декларирование. Может быть, там просто не знают про эти возможности?
Новороссийская таможня заявляет о полной готовности к ЭД 2. В то же время, канал связи с ГНИВЦ находится в стадии настройки и будет готов полноценно работать лишь с 1 января 2010 г. Пробные декларации по ЭД-2 можно будет пробовать принять в декабре 2009г. А 8 октября в здании Морского вокзала таможня проведет экспресс-семинар по вопросу ЭД-2. Специалисты из ЮТУ ответят на вопросы по организации рабочих мест для ЭД-2, доведут требования и порядок допуска. Вместе с ними выступят представители фирм-разработчиков ПО (в одном лице они же – и таможенные операторы).
Улан-Удэ: таможенные органы еще не готовы, и точного ответа о готовности дать не могут. Зато провели собрание для участников ВЭД, где присутствующих напугали, что для внедрения ЭД декларантам нужна особая контора, которая бы создавала безопасность к доступу к базе (интересно, какая именно контора имеется ввиду?), плюс нужно установить дорогостоящее оборудование в пределах 300-400 т.р.
Такой же «интересный» подход прозвучал и в Новосибирске. Здесь таможня хочет назначить своих таможенных операторов, которые бы охватывали всех декларантов региона. Вопрос: а как же операторы-сибиряки обойдутся без передачи данных в ГНИВЦ? А если без участия Москвы все же обойтись не получится (ведь декларации на посты должны поступать именно из Москвы), то какие есть физические возможности заставить брокеров осуществлять интернет-пересылку деклараций именно через новосибирских операторов? Разве что будут использованы иные, метафизические возможности… Ну что ж, флаг в руки в новосибирцам, успеха в их трудной борьбе. С самим собой, и с новой технологией…
Калининград по-прежнему радует энергичным движением. Здесь все в порядке - за прошедшее время протестировали подключение еще три фирмы. Готовится к подключению таможенный пост "Калининградский".
Санкт-Петербург. Здесь, по нашим сведениям, еще ни один пост по схеме ЭД-2 не работает. А участники ВЭД говорят «мы пока подождем, вот как только таможни заработают по новой схеме - так мы все сразу и подключимся». Замкнутый круг...
В Вологде все просто - посты не готовы. Самый передовой пост - в Череповце, если ЭД и начнется, то скорее всего, с «Северстали». На остальных постах - кризис, в лесной отрасли он начался на год раньше. В 2007-2008 гг. в области «умерло» много мелких брокеров, а крупные сократили объемы декларирования и число декларантов в районах. Несколько постов закрыли и планируют закрыть ещё. Правда, с ростом курса валюты дела у лесовиков немного оживились, но пока, похоже, народу там не до ЭД...
Нижний Новгород в нашей теме - старожил. «ГАЗ» первым в регионе внедрил у себя ЭД-2, за ним последовал «ДАЛК». Но более 90% декларантов все же пользуются обычной процедурой декларирования, что связано как с консерватизмом руководителей, так и самих декларантов.
В Чебоксарах пока не готов сам таможенный пост - нет соответствующего оборудования. Обещают к концу осени - началу зимы установить. А пока участники ВЭД готовятся морально (информационно) – ездят на семинары и заключают договора.
Южно-Сахалинск. По последним сведениям, оборудование пока не получено, но уже идет. Возможно, запустят до конца года. Если получат к тому времени, конечно. Все-таки страна наша ох и широка…
В Удмуртской таможне основной проблемой является отсутствие транспортной подсистемы ЭД-2 (другими словами, оборудование не установлено и не настроено). В планах ФТС таможня стояла в списках на июнь 2009 года, но пока эти сроки отодвигаются на конец года. Другая проблема - это формализация документов, в том числе чертежей и фотографий декларируемых изделий (для подтверждения кода ТНВЭД), сертификатов (обязательное представление подлинника), импортных контрактов на 30-50 страниц (тексты их нужно представлять на 100%) и т.п. Желание перейти на ЭД у участников ВЭД быстро пропадает, как только они сталкиваются с требованиями о представлении дополнительных сведений на бумаге. Непонятно только, разве лишь в Удмуртии используют чертежи и фотографии? В других местах об этой проблеме что-то помалкивают... Хотя пересылка отсканированных копий документов, в том числе, фотографий и чертежей, будет предусмотрена при будущей доработке схемы ЭД-2.
Еще одна проблема (и не только в Удмуртии) – отсутствие подготовки кадров. Работу по новой технологии знает только один инспектор из пяти. Чтобы принять декларацию (даже по старой технологии ЭД-1), с принимающим инспектором рядом сидит специалист из АСУ таможни. В зоне действия таможен Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) все грустно. По нашим сведениям, оборудования во Владивостоке пока нет. Зато оно есть в Хабаровске. Зато тут активно продвигается система ЭД-1. Ее упорно внедряют во Владивостоке, Хабаровске, Находке, Уссурийске, Благовещенске, Петропавловске, на Сахалине. Создается ощущение, пока эта дорогостоящая (и устаревшая) система не заполнит целиком весь потенциальный рынок, дороги для технологии ЭД-2 не будет... Остается надеяться, что упрямые брокеры вытерпят этот натиск и дождутся прихода новой технологии в регион.
Тем более, что желающих работать по ЭД-2 здесь много. В отсутствие технической возможности будущие клиенты пока заключают договора и получают ЭЦП. Первая попытка начать работу и показала, собственно, наличие проблемы - декларации до таможни пока не доходят.
В целом можно сделать следующий вывод: у таможни в большинстве своем - твердая установка на внедрение новой системы в регионах. В ряде случаев видем странные идеи (завязка на регионального оператора), но думается, это пока от недопонимания. Внедрение повсеместно сдерживается отсутствием оборудования, но и эта проблема постепенно решается. Похоже, что к Новому году нас ждет шквал подключений. Тем более, поток желающих сейчас нарастает с каждым днем.
А пока у брокеров есть небольшой запас по времени, который можно использовать на заключение договоров, получение ЭЦП и модернизацию декларантского ПО.