Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
Альта-Софт
Мнение эксперта

ФТС отвечает на вопросы: значимые изменения в законодательстве, ускорение и упрощение выпуска товаров, снижении ставок ввозных пошлин

ФТС отвечает на вопросы: значимые изменения в законодательстве, ускорение и упрощение выпуска товаров, снижении ставок ввозных пошлин
Комментарии заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Елены Владимировны Ягодкиной и заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Владимира Владимировича Ивина. 
г.

Стенограмма пресс-конференции о работе таможенных органов в условиях масштабного санкционного давления Запада и реализуемых мерах поддержки, направленных на повышение устойчивости российской экономики, 5 апреля 2022 г. (часть 1).

Сейчас обстановка меняется достаточно быстро. Насколько оперативно удается переформатировать некоторые процессы работы таможенных служб в сложившихся условиях из-за перестройки логистики и в каких регионах таможенные службы перешли уже на усиленный режим работы? Существует ли какой-то механизм осуществления обратной связи с бизнес-сообществом для их оперативного информирования о нововведениях?

В.В. Ивин: Безусловно, таможенные органы находятся в таком же ритме работы как Правительство и все органы, которые в настоящее время очень активно вырабатывают и принимают решения для принятия каких-то мер в ответ на те санкции, ограничения, рестрикции, которые в отношении к РФ реализованы. Что касается таможенных органов, то с самых первых дней, когда появилась необходимость принятия таких решений, таможенные органы, с точки зрения системы управления, были переведены на режим практически ежедневного отслеживания ситуации как в пунктах пропуска, так и ситуации, связанной с движением товаров. В том числе, сразу же были даны команды на обеспечение беспрепятственного прохождения через пункты пропуска и ускоренного прохождения при оформлении товаров, которые носят ярко выраженную социальную направленность. Это, прежде всего, продукты питания, медицинские изделия, товары первой необходимости. Впоследствии, эти меры попали в правительственный план реагирования на текущую ситуацию, и таможенные органы со своей стороны, в рамках своих полномочий, предпринимают все усилия, для того, чтобы действия и решения таможенных органов никоим образом не затруднили товарооборот, деятельность бизнеса в текущей ситуации.

Помимо того, что я сказал, то есть помимо решения о приоритетном оформлении товаров социальной группы, наверное, стоит отметить в ряде случаев переход таможенных органов в пунктах пропуска на круглосуточный режим работы там, где это необходимо. Соответственно, во взаимодействии с нашими коллегами (прежде всего из Россельхознадзора, из Минэкономики, Минпромторга) оперативно решаются возникающие вопросы на стыке (то есть вопросы предоставления сертификатов, лицензий и т.д.). 

По поводу обратной связи – также были задействованы абсолютно все механизмы, все площадки, которые у нас есть. То есть, прежде всего, это конечно общественный совет и консультативный экспертный совет, которые действуют при ФТС России. Не так давно состоялись заседания тематических групп. Прежде всего, это по логистике, по вопросам, связанным с аспектами таможенного оформления товаров, а также были даны дополнительные команды, на местах были организованы, во-первых, горячие линии для связи с бизнесом. Эта мера оказалась востребованной. Были проведены встречи с бизнесом - примерно раз в неделю, в том или ином формате, на региональном уровне проводятся подобные встречи. Поэтому связь с участниками ВЭД, с перевозчиками, с теми, кто вовлечен в этот бизнес по внешней торговле, связанной с оплатой товаров во внешней торговле и т.д. Здесь всё, что нас касается, все вопросы мы стараемся отслеживать и оперативно давать на них соответствующие пояснения.

 

Не могли бы Вы рассказать, как в целом введенные санкции влияют на объемы экспорта, импорта товаров? Как изменилась их товарная структура и какие продовольственные и сельскохозяйственные товары прекратили поставлять в Россию после 24 февраля? 

В.В. Ивин: Если отвечать с конца, то, в принципе, пока что мы не можем сказать, что что-то прекратилось прямо до нуля. Безусловно, определенное снижение в ряде сегментов внешней торговли имеется. Здесь надо иметь ввиду, что прошлый 2021 год был очень активным с точки зрения внешней торговли. То есть 38% роста товарооборота к предыдущему году, и мы вышли фактически на уровень внешней торговли, который был до 2014 года. И первые месяцы этого года (январь, февраль) продолжали эту тенденцию и дали достаточно большой задел с точки зрения товарооборота, ввоза товаров как по количеству, так и по номенклатуре. Что касается марта, понятно, что предпринимаемые незаконные санкции, безусловно, повлияли на направление и структуру товаропотоков. Но март тоже, наверное, месяц не очень показательный, потому что в ряде случаев идет завершение каких-то контрактов, транспортные компании и, прежде всего, контейнерные линии также заявляют, что в марте дорабатывают те заказы, которые были раньше и то, что будет по-новому начнется в апреле и то не с самого начала. Поэтому март такой переходный месяц, по нему нельзя сказать, что наметилась какая-то конкретная тенденция. Таким образом, резюмирую: первые два месяца достаточно хороший задел был, март - месяц переходный и в итоге мы сейчас выходим на предварительные цифры того, что первый квартал этого года будет в целом больше по товарообороту, чем прошлый год и по экспорту, и по импорту. Цифры разные: где-то 10%, где-то 17%. Но тем не менее, скорее всего, товарооборот у нас пока находится в положительной зоне.

Что касается товарной составляющей, безусловно, поскольку санкции были введены со стороны Евросоюза и ряда иных западных стран, то реакции на эти санкции коснулись товаропотока именно в отношении этих стран. Поэтому уменьшилось поступление товаров, скажем так, промышленно-инвестиционной группы, то есть станки, оборудование (то, что обычно закупают для развития производства со стороны Евросоюза и тех стран, которые ввели эти санкции). Это, наверное, самый заметный сегмент, который действительно уменьшился. В остальном, если брать продовольствие, то оно не уменьшилось, а даже немножко увеличилось, если сравнивать с прошлым годом, т.е в том числе и по марту. Притом по всем составляющим: это и молочная, и мясная, и зерновая группа. То есть продовольствие у нас в положительной зоне. В этой части мы не видим пока больших проблем. Что касается медицины и медицинских изделий, также проблем больших мы не видим. Естественно, еще раз повторюсь, надо учитывать, что март был все-таки переходным и, наверное, реакцию на веденные рестрикции увидим чуть позже. Но, во всяком случае, в части этих товаров тоже критических изменений не видим.

Что касается товаров первой необходимости: да, безусловно, произошло определенное снижение товаров. Это, в том числе, касается товаров таких крупных гигантов как «Джонсон & Джонсон» и т.д. То есть определенные товары этой группы немножко уменьшились по ввозу, но, тем не менее, на территории РФ организовано достаточно большое производство товаров из этой группы (т.е. это средства гигиены, косметики, мыльные, порошковые вещества и т.д.). Поэтому тоже в этой части больших проблем не видим.

Что касается вала грузооборота: есть определенное снижение и в ряде портов оно достигает 30%, именно по марту, по грузообороту в контейнерах. Но здесь, еще раз повторюсь, накладывается много вопросов: это и политика контейнерных линий, и определенная мировая нехватка дефицит контейнеров, поэтому что-то более устойчивое с точки зрения наметившихся тенденций, наверное, мы сможем сказать чуть позже.

 

ФТС обращала внимание не раз, что в текущих условиях одной из приоритетных задач является насыщение внутреннего рынка товарами первой необходимости. Отчасти Вы эту тему уже осветили, но не могли бы Вы рассказать, что было конкретно сделано таможней для ускорения и упрощения выпуска таких товаров?

В.В. Ивин: Да, добавлю, наверное, такую мысль поясню: таможенные органы в большинстве случаев по импорту, и по экспорту находятся, скажем так, в конце цепочки государственных контрольных процедур. И в результате, именно на нашем этапе производится контроль всех разрешительных документов и иных разрешений, которые должны быть выданы другими контролирующими органами. И вот здесь, наверное, в рамках дополнения к тому, что сказал и, отвечая на ваш вопрос, я бы добавил, что во взаимодействии с нашими коллегами (Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Минпромторг) были приняты принципиальные решения, которые позволяют упростить и ускорить ввоз товаров, которые Вы назвали (прежде всего, товары первой необходимости) без угрозы для здоровья, потому что эти товары чувствительны с этой точки зрения, и без потери качества этих товаров. Во-первых, в части сертификации и технического регулирования в ряде случаев были согласованы решения о переходе на работу с информацией в электронном виде, либо с копиями документов, не ставя обязательным требованием предоставление их оригиналов, потому что в текущей ситуации даже те, кто хотел бы их предоставить, просто попал в такую ситуацию, что не может их получить от своих контрагентов. Поэтому мы, руководствуясь системой управления рисками, принимаем информацию в электронном виде, в виде копий документов.

Это кстати также касается и вопросов подтверждения страны происхождения. Наши коллеги из Россельхознадзора, Роспотребнадзора, также в определенной степени скорректировали свои технологии, в которых мы тоже участвуем, чтобы обеспечить более оптимальный контроль прохождения грузов через пункты пропуска, перенеся сам контроль, который необходимо проводить в части исследований проб и образцов, наличия пестицидов и т.д., на этап уже хранения этих товаров на складах для того, чтобы через пункты пропуска, при наличии документального подтверждения безопасности этих товаров, чтобы уже фактически контроль проводился в местах их получения и хранения. Это тоже, соответственно, позволило бы ввозить в РФ товары этой группы более ускоренно.

 

В конце марта депутаты Госдумы внесли в палату проект, дающий право благотворительным организациям получать товары, конфискованные таможенными органами. В пояснительных материалах к законопроекту уточняется, что механизм передачи таких товаров предлагается распространить и на благотворительные организации, основываясь, прежде всего, на социальную значимость такой инициативы для малообеспеченных граждан с детьми и сокращение объёма товаров, подлежащих уничтожению в соответствии с законодательством. РПЦ также поддерживает этот законопроект. Как Вы относитесь к этой инициативе, учитывая социальную значимость подобной меры для малообеспеченных семей и какие риски несет в себе принятие данной меры?

Е.В.Ягодкина: Спасибо за вопрос. Сразу отвечу с завершающей точки. ФТС полностью поддерживает данную инициативу. Более того, мы сейчас активно совместно с другими федеральными органами исполнительной власти работаем над поправками в федеральный закон, который бы позволил реализовывать этот механизм. Помимо предложений, которые внесли депутаты по привлечению благотворительных организаций к получению конфискованных товаров, мы предлагаем этот механизм использовать при передаче конфискованных товаров и коллегам из МЧС и Минобороны, для оказания гуманитарной помощи. В первую очередь речь идет о таких товарах как одежда, обувь, детские игрушки, канцелярские товары, товары медицинского назначения (преимущественно медицинские маски, антисептики, различные вспомогательные средства для инвалидов). Отдельно мы прорабатываем вопрос возможности передачи в благотворительные фонды и МЧС товаров группы продуктов питания. Но здесь основной приоритет нужно конечно отдавать безопасности данной продукции, дабы в благотворительные фонды и гуманитарную помощь пошли абсолютно безопасные для здоровья человека продукты.

 

На днях подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам по внешней торговле поддержала расширение перечня товаров с нулевой ввозной пошлиной на территорию России. Объединенный перечень предложений пяти стран включает в себя продовольственные товары, химическую продукцию, комплектующие и запасные части для ремонта и обслуживания машинотехнической продукции, сырье, используемое предприятиями легкой промышленности и иные товары. Не могли бы Вы рассказать, какой эффект ожидается от принятия данной меры?

Е.В.Ягодкина: Для начала отмечу, что первый пакет предложений о снижении ставки ввозной таможенной пошлины либо предоставление льгот по ее уплате коснулся и уже реализован фактически в отношении 458 товарных позиций. Как Вы верно отметили, преимущественно это продукты питания, лекарственные средства, товары социальной значимости (т.е. товары первой необходимости), а также сырье и комплектующие, которые используют наши производственные организации в своей деятельности. Только за неделю действия этой меры (фактически она вступила в силу с 28 марта) таможенными органами было оформлено с предоставлением льгот по уплате ввозной таможенной пошлины порядка 50 000 тонн товаров. Преимущественно на сегодня это продукты питания, такие как картофель, морковь, капуста. География этих поставок тоже достаточно обширная, но преимущественно это поставки из Египта, Пакистана, Ирана, Китая и Израиля.

Что позволяет эта мера нашим импортерам? Прежде всего, она позволяет, скажем так, экономить на уплате таможенных платежей. Фактическая экономия, в зависимости от категории товаров и ранее действующих ставок ввозной таможенной пошлины составляет порядка от 20 до 40% от общей суммы, начисляемой к уплате таможенных платежей. На наш взгляд, это значительное финансовое послабление и впоследствии от этой меры мы ожидаем организацию более стабильных и ритмичных поставок продовольствия и, как следствие, сдерживание роста цен на продукты питания для конечного потребителя, т.е. для каждого из нас - для гражданина, который каждый день ходит в магазин за этими продуктами.

Первым пакетом мер по снижению ввозных таможенных пошлин наше Правительство не ограничивается, и сейчас ряд профильных ведомств, таких как Минпромторг, Минсельхоз, Минэкономразвитие и др., активно обсуждают дополнительные предложения, уже внесенные бизнесом, по категориям товаров, в отношении которых впоследствии будет предусмотрено либо снижение ввозной таможенной пошлины, либо освобождение от ее уплаты. На сегодня этот пакет включает порядка 1000 товарных позиций.

 

Недавно Правительство одобрило ряд новаций в сфере таможенного регулирования. Они предусматривают упрощение ввоза товаров на территорию РФ для поддержки участников ВЭД. Не могли бы вы рассказать о самых значимых изменениях в законодательстве и чем это конкретно поможет бизнесу?

Е.В.Ягодкина: Ряд новаций достаточно широк. Я остановлюсь, наверное, на основном блоке законодательных изменений, потому что действительно, если рассказывать подробно обо всем, то это займет достаточно много времени. Остановлюсь именно на тех упрощениях, которые более востребованы у наших импортеров.

Действительно, с 26 марта вступил в силу пакет значимых поправок в Федеральный закон о таможенном регулировании. Преимущественно эти поправки нацелены на либо снижение, либо на оптимизацию финансовой нагрузки импортеров.

Наверное, из ключевой – это инвестиционный импорт и ввоз технологических линий технологического оборудования. Сейчас появляется возможность импортировать продукцию с освобождением от уплаты ввозной таможенной пошлины для товаров, которые ввозятся в рамках инвестиционных проектов. На сегодня профильные федеральные органы исполнительной власти очень активно обсуждают перечень отраслей для беспошлинного ввоза инвестиционных товаров. В ближайшее время мы планируем, что Министерство экономического развития внесет в Правительство проект постановления, который упорядочит и определит порядок освобождения от уплаты таможенных платежей таких инвестиционных товаров.

Еще один момент, касающийся также реализации инвестиционных проектов – это предоставление возможности декларирования товаров, которые ввозятся в рамках инвестиций, оформлять с таким таможенным упрощением как «выпуск до подачи». Что это означает? То, что предварительная декларация не подается. Подается заявление, товар выпускается и может использоваться на территории РФ в свободном обращении. Основной пакет документов на этот товар и, соответственно, уплата таможенных платежей должна будет осуществиться в течение 1,5 месяцев. То есть это значительное такое послабление, прежде всего финансовое и, своего рода, отсрочка уплаты платежей, преимущественно налогов.

Ну и в продолжении темы инвестпроектов хочу сказать, что большинство инвестпроектов подразумевает под собой ввоз технологических линий, оборудований или инвестиционных товаров в виде компонентов различными частями на протяжении достаточно длительного времени. Такой порядок, прежде всего, подразумевает льготы по уплате таможенных пошлин и налогов. Фактически государство стимулирует инвестиции, стимулирует развитие производства и достаточно широкий спектр освобождений при этом используется.

На сегодняшний день таможенные органы администрируют порядка 75 инвестиционных проектов, как раз, которые подразумевают ввоз технологических линий в виде комплектов и частей. Преимущественно раньше эти поставки осуществлялись из западных стран и на сегодняшний день мы понимаем, что в условиях имеющегося санкционного давления, скорее всего, импорт этих поставок будет значительно затруднен. И фактически нашим импортерам, нашим инвесторам придется искать дополнительные альтернативные рынки замены блоков оборудования, замены контрагентов и перестраивать свои логистические цепочки при поставках технологического оборудования.

Ранее, для того чтобы осуществлять такие поставки в упрощенном порядке с применением льгот по уплате таможенных платежей, было обязательное условие. Это условие касалось того, что поставка должна на протяжении всего длительного периода времени осуществляться в течение всего периода от одного поставщика и в рамках одной внешнеэкономической сделки. Понимая изменение логистических цепочек, мы инициировали и Правительство нас поддержало. Фактически на сегодняшний день внесены изменения в закон, которые позволяют инвесторам на протяжении 6 лет ввозить это оборудование по разным внешнеэкономическим сделкам, из разных стран и, соответственно, от разных поставщиков, при этом использовать льготные подходы при налогообложении. Мы считаем, что это достаточно большое послабление и позволит нашим инвесторам реализовать свои проекты и соответственно расширить производство на территории РФ.

Наверное, еще немного остановлюсь на фискальных вопросах. Они тоже зачастую интересуют наши бизнес-сообщества. Основные законодательные изменения здесь, в первую очередь, связаны с расширением возможности применения отсрочки и рассрочки по уплате таможенных платежей. Сейчас предусмотрена возможность получения отсрочки, либо рассрочки по уплате платежей сроком на 6 месяцев. При этом, я хотела обратить внимание, первый раз беспрецедентное решение о том, что рассрочка и отсрочка будет беспроцентной. То есть это дополнительное финансовое послабление при осуществлении ВЭД.

Также на сегодняшний день отменено у нас требование о предоставлении финансовых гарантий по уплате таможенных платежей в отношении отдельных видов товаров для участников ВЭД, которые занимаются этой деятельностью менее 1 года. Раньше это было очень строгое требование, которое было обойти нельзя, сейчас любой новый участник ВЭД, ввозя определенные категории товаров, может претендовать на освобождение от внесения обеспечения по уплате таможенных платежей

Также изменения коснулись у нас и процедур взыскания задолженности. Для отдельных участников ВЭД значительно увеличены сроки исполнения уведомления о добровольном погашении задолженности по уплате таможенных платежей. Для импортеров алкогольной продукции у нас сняты ограничения на получение акцизных марок (ранее акцизных, сейчас федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции), в случае наличия задолженности. То есть сейчас предприятие даже при наличии задолженности по налогам и сборам может продолжить стабильно функционировать, получать специальные федеральные марки, наносить их на алкогольную продукцию, ее ввозить, либо изготавливать или реализовывать.

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание – это тоже в части задолженности, у нас значительно расширен перечень случаев, когда пени и проценты за несвоевременную уплату таможенных платежей не начисляются

И, наверное, последнее, отмечу принятое решение о введении временного моратория с 1 апреля по 1 ноября на возбуждение процедур банкротства по таможенным обязательствам.
 


Следите за новостями в удобном формате:

Важные новости

  • Просмотры 8337
  • Комментарии 0
  • Новость полезна?
    0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha