Темы встреч: «Применение элементов профайлинга в служебной деятельности», «Управление конфликтными ситуациями».
Не секрет, что для ускорения таможенного контроля и эффективного выявления нарушений законодательства, таможенные органы применяют современные средства технического контроля (например, аэропорт Ростов-на-Дону (Платов) оснащен системами сканирования человека, предназначенными для выявления предметов и веществ, запрещённых к перемещению через таможенную границу ЕАЭС).
Однако на успешное выявление правонарушений влияет еще один фактор: знание таможенным инспектором мотивов поведения пассажиров, понимание их психологии и умение эффективно общаться с разными людьми. Различным аспектам этой темы посвятили свои выездные учебные занятия психологи Ростовской таможни Мария Горяйнова и Ольга Смагина.
Должностным лицами таможенных постов необходимо было в сжатые сроки изучить особенности проведения опроса пассажиров и их психологическое сопровождение в процессе таможенного контроля. Освоить метод психологического наблюдения и метод опроса. Разобраться в подходах к разрешению и способах профилактики возникновения конфликтных ситуаций.
Умение считывать психологическую информацию подразумевает не только тренировку наблюдательности и внимания, но и владение тактическими приемами, позволяющими эффективно оценивать поведение пассажира в ходе таможенного контроля. Значительное внимание в ходе учебных занятий было уделено разбору основных потребностей и мотивов поведения людей на границе. Рассмотрены методики выявления истинного и ложного высказывания собеседника по невербальным признакам (мимика, жесты, пластика тела, взгляды). Особое внимание слушателей было обращено на понимание структуры и динамики конфликтов, эффективных стратегий поведения в разрешении конфликтных ситуаций.
В ходе психологической подготовки закрепить полученные знания, структурировать профессиональные навыки и умения у таможенников помогли практические задания деловых игр, моделирующих реальные ситуации таможенного оформления и досмотра. В завершении обучения каждый присутствующий получил специально подготовленные памятки по темам занятий.
«Эффективность проведения таможенного контроля пассажиров во многом зависит от компетентности должностного лица таможни, присутствия у него коммуникативных качеств профессионального общения и стрессоустойчивости во взаимодействии с лицами, склонными к конфликтам, умения устанавливать психологический контакт и в любой ситуации действовать исходя из этических норм. Понимать и распознавать поведение пассажиров - один из важнейших навыков для должностных лиц отделов специальных таможенных процедур и таможенного контроля таможенных постов. Мы, как психологи, понимаем, что это умение формируется и совершенствуется годами. Поэтому свою цель в проводимых занятиях мы видим в разъяснении теоретической базы профайлинга и конфликтологии, актуализации имеющегося практического опыта, а главное – привлечении внимания должностных лиц к психологическому аспекту их работы», - пояснила Мария Горяйнова.