В Ростовской области около 1,7 тысячи предприятий продают свои товары и услуги зарубежным партнерам. Причем более 80 процентов экспортеров - это средние и малые предприятия. Их могло быть значительно больше, если бы предприниматели грамотно продвигали свою продукцию и активнее использовали господдержку. По словам министра экономического развития Ростовской области Максима Папушенко, внешнеторговый оборот Ростовской области по итогам прошлого года составил 9,7 миллиона долларов. И большая часть этого объема пришлась на экспортные сделки - 6,8 миллиона. Причем в структуре несырьевого экспорта почти 60 процентов составляют сейчас продовольственные товары.
Характерная особенность донского экспорта в том, что подавляющее большинство участников внешнеэкономической деятельности - это представители малого и среднего бизнеса. Но произошло это не потому, что «малыши» в регионе активнее крупных бизнесменов. Просто последних на Дону не так уж и много, в отличие от представителей МСП. Сейчас в этой сфере занято более 546 тысяч человек, а к 2020 году прогнозируют их увеличение до 710 тысяч.
И естественно, что, достигнув определенных успехов в производстве и продаже продукции на российском рынке, многие хотели бы выйти на международный уровень. По мнению председателя комитета Законодательного собрания Ростовской области Игоря Буракова, у региона есть свои преимущества, которыми нужно пользоваться, чтобы закрепиться на мировом рынке. Одно из них - портовая инфраструктура.
- Ставки перевалки сельхозпродукции и продовольствия в Ростовской области сейчас примерно вдвое ниже, чем у соседей в Кранодарском крае, например, в глубоководном порту Новороссийска. Это наше конкурентное преимущество, и его следует использовать, - считает И. Бураков.
И потенциал есть: в портфеле инвестиционных проектов Ростовской области несколько интересных бизнес-идей о развитии портовых мощностей.
Директор по межрегиональным коммуникациям группы Российского экспортного центра Дмитрий Макеев считает, что огромное число российских компаний производят сегодня вполне конкурентоспособную продукцию, и теперь им нужно научиться активно и грамотно ее представлять.
- Мы хотим показать, что российский товар качественный, недорогой и не ограничивается ассортиментом «матрешка, автомат Калашникова и русская водка», - заметил Д. Макеев.
Для этого в РЭЦ предлагают всем желающим воспользоваться поддержкой, которую оказывает экспортерам государство. Прежде всего, предприниматели могут получить профессиональный совет о продвижении товара, его лицензировании, войти в состав организованных бизнес-групп, выезжающих за рубеж, пройти обучение основам экспортной деятельности.
Кстати
Ростовская область занимает среди субъектов РФ шестое место по объему несырьевого экспорта и входит в десятку крупнейших регионов-экспортеров.